Активная безопасность автомобиля как главная мера предотвращения ДТП Автоустройство; автомобильный

Безопасный автомобиль — основные системы безопасности в автомобилях — Блог autoDNA

Мы все хотели бы иметь безопасный автомобиль, ведь наша жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье наших близких являются бесценными. Эту потребность все более эффективно стараются удовлетворить автоконцерны. Может сложиться впечатление, что самые интенсивные бои сегодня происходят в области повышения безопасности. Давайте взглянем на то, что предлагают нам инженеры.

Безопасный автомобиль — это не только новейшая электроника!

Представляя безопасный автомобиль, мы имеем в виду последние (и самые дорогие!) технологические достижения. Между тем, основные характеристики безопасного автомобиля не меняются уже в течение многих лет. Первая из них — соответствующая конструкция.

Конструкция кузова имеет решающее значение в случае столкновения. Некоторые части транспортного средства должны быть прочными как у танка, другие — гнутся словно гармошка. Например, в случае столкновения двигатель должен «упасть» под пассажирский салон, а педали должны двигаться не в направлении ног водителя, а только по направлению к капоту автомобиля.

Однако правильная конструкция автомобиля должна не только защитить нас в случае столкновения, но и снизить его риск. Эту функцию выполняют большие окна и зеркала, узкие рамки, не ограничивающие обзор. Другой важный аспект — правильное расположение кнопок управления радиоприемником, кондиционером и другими системами. Во время вождения все внимание должно быть сосредоточено на дороге, а не на поиске кнопок.

Безопасный автомобиль — это также автомобиль с большим числом подушек безопасности. Общее правило в этом вопросе значительно изменилось. Чем больше подушек безопасности, тем лучше. В списке оборудования транспортного средства ищите не только традиционные фронтальные (передние) подушки. Очень пригодятся боковые подушки, защищающие лицо и голову в случае бокового удара, защищающие ноги и колени подушки, а также подушки, которые во время происшествия соответствующе поддерживают бедра. Также стоит искать подушки, защищающие пешеходов и уменьшающие последствия наезда.

В наше время безопасный автомобиль также должен иметь систему АБС или более совершенную ее версию. Задача АБС (антиблокировочной системы тормозов — англ. Anti-Lock Braking System) — помочь водителю избежать потери управления автомобилем, когда автомобиль начинает скользить при торможении, и уменьшить тормозной путь. За стабильность транспортного средства отвечает система ЭСП (электронная система стабилизации).

Это основные системы безопасности. Соответствия описанным выше стандартам следует ожидать не только от новых, но и от подержанных автомобилей. А что же предлагают новые, только что съехавшие с конвейера завода, транспортные средства? Список наших ожиданий может быть очень длинным!

Вспомогательные системы безопасного автомобиля

Адаптивный круиз-контроль (система поддержания постоянной скорости автомобиля) значительно повышает безопасность во время движения по автомагистрали. Система не только поддерживает заданную скорость, но и требуемое расстояние до двигающегося перед нами транспортного средства. Это означает, что, когда данное транспортное средство снижает скорость, наш автомобиль должен отреагировать точно так же.

Адаптивный круиз-контроль лучше всего оправдывается совместно с системой контроля полосы движения, которая позволяет Вашему автомобилю преодолевать повороты без приложения наших усилий. Таким образом, водитель, проезжающий длинные участки по автомагистрали, может чувствовать себя так, как пассажир.

Однако это не значит, что наш автомобиль позволит нам мысленно отвлечься от дороги. В настоящее время безопасный автомобиль имеет систему, которая обнаруживает усталость и видит недостаток концентрации водителя. При необходимости она излучает световые и звуковые сигналы. Это еще одна система, чрезвычайно полезная на автомагистралях.

Конечно, самые большие опасности поджидают нас не на автомагистрали, а в городе. Именно здесь инженеры автомобильной промышленности имеют больше всего возможностей проявить себя. И надо признать, что до сих пор они прекрасно используют эти возможности.

Торможение и парковка

В новых автомобилях все чаще стандартное оборудование включает в себя систему автоматического торможения, иногда она сочетается с механизмом обнаружения опасности. Если мы случайно упустим с виду тот факт, что едущее перед нами транспортное средство остановилось, наш автомобиль сам включит тормоз. То же самое произойдет, когда на проезжую часть вступит пешеход или животное. Системы автоматического торможения разрабатываются также и в направлении помощи передвижения в автомобильных пробках. Автомобиль с такой системой самостоятельно начинает движение с места и тормозит в образовавшейся на перекрестке очереди транспортных средств.

Избежать столкновений и повреждений очень помогают системы парковки (также в автомобилях с прицепами!). Наш новый автомобиль все чаще будет просто парковаться самостоятельно. А когда мы уже начнем движение с автостоянки, мы будем руководствоваться не только видом с камеры заднего вида, но и обзором на 360 градусов. Он позволит оценить ситуацию со всех сторон автомобиля, в некоторых моделях даже может «виртуально» взглянуть на то, что происходит на улице.

Читайте также:  Бензин или дизель какой двигатель лучше

В безопасном автомобиле вместо обычных фар будут оборудованы адаптивные. Они будут автоматически осуществлять переключение с ближнего света на дальний свет во время движения за городом. Кроме того, они будут освещать и обочину (край проезжей части), чтобы мы могли вовремя заметить движущихся по дороге пешеходов и животных.

Все чаще используемое решение — прозрачный дисплей (экран). Водителю не надо отводить взгляд от дороги, чтобы посмотреть на навигационную систему или спидометр. Самая важная информация представлена… на лобовом стекле в виде небольших прозрачных сообщений. Среди них, конечно же, есть информация об скоростных ограничениях, которую автомобиль автоматически считывает с дорожных знаков.

Автомобиль завтрашнего дня

При чтении перечня систем, которые должны быть установлены на безопасном автомобиле, создается впечатление, что все, что только возможно, уже изобретено и внедрено. Между тем, список улучшающего безопасность оборудования, которое все еще ждет внедрения, довольно длинный. Он включает в себя:

  • соединенный с зажиганием алкотестер, который предотвратит запуск двигателя, если в выдыхаемом водителем воздухе обнаружит алкоголь;
  • надежную систему связи со службами помощи на дороге, позволяющую автоматически или самостоятельно вызвать соответствующие спасательные службы. Она будет обязательной в Европейском союза для новых автомобилей с марта 2018 года;
  • системы V2X, которые позволят автомобилям поддерживать взаимосвязь (!) и связь с дорожной инфраструктурой. Таким образом, система световой сигнализации будет отправлять на наше транспортное средство сообщение о том, сколько времени пройдет, пока загорится зеленый сигнал светофора. От других транспортных средств наш автомобиль получит информацию о том, что включено аварийное торможение, которое может вызвать неожиданную ситуацию на дороге.

Конечно, в конце пути данных инноваций находятся полностью автономные транспортные средства. Водитель в них будет только пассажиром, который в случае необходимости сможет перенять контроль над автомобилем. Однако массовое присутствие на дорогах автономных транспортных средств — это перспектива нескольких или даже нескольких десятков лет.

Устройство и принцип работы системы пассивной безопасности SRS

Автомобиль – это не только привычное средство передвижения, но и источник опасности. Постоянно увеличивающееся число транспортных средств на дорогах России и мира, растущие скорости движения неизбежно приводят к росту числа ДТП. Поэтому задача конструкторов заключается в том, чтобы разработать не только комфортный, но и безопасный автомобиль. Решить эту задачу помогает система пассивной безопасности.

  1. Что включает в себя система пассивной безопасности
  2. Эволюция устройств пассивной безопасности
  3. Типы ударов
  4. Временная диаграмма столкновения
  5. Датчики удара

Что включает в себя система пассивной безопасности

Система пассивной безопасности автомобиля включает в себя все устройства и механизмы, предназначенные для защиты водителя и пассажиров от получения тяжелых травм в момент аварии.

Система пассивной безопасности от получения тяжелых травм при столкновении

К основным компонентам системы относятся:

  • ремни безопасности с натяжителями и ограничителями;
  • подушки безопасности;
  • безопасная конструкция кузова;
  • детские удерживающие устройства;
  • аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;
  • активные подголовники;
  • система экстренного вызова;
  • другие менее распространенные устройства (например, система защиты при опрокидывании на кабриолете).

В современных автомобилях все элементы SRS взаимосвязаны между собой и имеют общее электронное управление, обеспечивающее эффективность работы большинства компонентов.

Однако, основными элементами защиты в момент аварии в автомобиле остаются ремни и подушки безопасности. Они являются частью системы SRS (Supplemental Restraint System), которая также включает в себя еще множество механизмов и устройств.

Эволюция устройств пассивной безопасности

Самым первым устройством, созданным для обеспечения пассивной безопасности человека в автомобиле, стал ремень безопасности, впервые запатентованный еще в 1903 году. Однако массово устанавливать ремни в автомобили начали только во второй половине ХХ века – в 1957 году. В то время устройства устанавливались на передние сиденья и фиксировали водителя и пассажира в области таза (двухточечный).

Трехточечный ремень безопасности был запатентован в 1958 году. Спустя еще один год устройство начали устанавливать на серийных автомобилях.

В 1980 году конструкция ремней была значительно усовершенствована с помощью установки натяжителя, обеспечивающего наиболее плотное прилегание ленты в момент столкновения.

Подушки безопасности (airbags) появились в автомобилях значительно позже. Несмотря на то, что первый патент на подобное устройство был выдан в 1953 году, оснащать подушками серийные автомобили начали лишь в 1980 году в США. Сначала airbags устанавливались только для водителя, а позже – и для переднего пассажира. В 1994 году в транспортных средствах впервые появились подушки для защиты при боковом ударе.

Сегодня ремни и подушки безопасности обеспечивают основную защиту людей, находящихся в автомобиле. Однако следует помнить, что они эффективны только при условии пристегнутого ремня. В противном случае сработавшие подушки могут нанести дополнительные травмы.

Типы ударов

Согласно данным статистики, более половины (51,1%) серьезных аварий с пострадавшими сопровождаются фронтальным ударом в переднюю часть автомобиля. На втором месте по частоте – боковые удары (32%). Наконец, небольшое число аварий происходит в результате удара в заднюю часть автомобиля (14,1%) или опрокидывания (2,8%).

Читайте также:  Nissan Primera P12 с пробегом основные; болячки; и недостатки авто

В зависимости от направления удара, система SRS определяет, какие именно устройства должны быть задействованы.

  • При фронтальном ударе срабатывают натяжители ремня безопасности, а также фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира (если удар не сильный, система SRS может не задействовать airbag).
  • При фронтально-диагональном ударе могут быть задействованы только натяжители ремня. Если удар более сильный, потребуется задействовать передние и/или головные и боковые подушки безопасности.
  • При боковом ударе могут сработать головные и боковые подушки безопасности, а также натяжители ремня с той стороны, на которую пришелся удар.
  • Если удар произошел в заднюю часть автомобиля, то может сработать натяжитель ремня безопасности и размыкатель АКБ.

Логика срабатывания элементов пассивной безопасности автомобиля зависит от конкретных обстоятельств аварии (силы и направления удара, скорости в момент столкновения и т.д.), а также от марки и модели автомобиля.

Временная диаграмма столкновения

Столкновение автомобилей происходит в одно мгновение. Например, машина, ехавшая со скоростью 56 км/ч и столкнувшаяся с неподвижным препятствием, полностью останавливается в течение 150 миллисекунд. Для сравнения, за это же время человек может успеть моргнуть глазами. Не удивительно, что ни водитель, ни пассажиры не успеют принять каких-либо действий для обеспечения собственной безопасности в момент удара. Это должна сделать за них система SRS. Она активирует натяжитель ремня безопасности и систему подушек.

Временная диаграмма столкновения при фронтальном и боковом ударах

При ударе сбоку, боковые подушки безопасности открываются еще быстрее – не более чем за 15 мс. Зона между деформированной поверхностью и телом человека совсем небольшая, поэтому удар водителя или пассажира о кузов автомобиля произойдет за меньший промежуток времени.

Чтобы обезопасить человека от повторного удара (например, при опрокидывании автомобиля или съезде в кювет), боковые подушки остаются наполненными в течение более длительного промежутка времени.

Датчики удара

Работоспособность всей системы обеспечивается благодаря датчикам удара. Эти устройства определяют, что произошло столкновение, и посылают соответствующий сигнал в блок управления, который, в свою очередь, активирует подушки безопасности.

Изначально в автомобилях устанавливались только датчики фронтального удара. Однако по мере того, как транспортные средства стали комплектовать дополнительными подушками, количество датчиков также было увеличено.

Расположение основных элементов SRS в автомобиле

Главная задача датчиков – определить направление и силу удара. Благодаря данным устройствам при ДТП сработают только нужные подушки безопасности, а не все, что имеются в автомобиле.

Традиционными являются датчики электромеханического типа. Их конструкция проста, но надежна. Главные элементы – шарик и металлическая пружина. Благодаря инерции, возникающей при ударе, шарик распрямляет пружину, замыкая контакты, после чего датчик удара посылает импульс на блок управления.

Повышенная жесткость пружины не позволяет механизму срабатывать при резком торможении или несильном ударе о препятствие. Если автомобиль движется на небольшой скорости (до 20 км/ч), то силы инерции также не хватит для того, чтобы воздействовать на пружину.

Вместо электромеханических датчиков во многих современных автомобилях устанавливаются электронные устройства – датчики ускорения.

В упрощенном представлении датчик ускорения устроен как конденсатор. Некоторые из его пластин жестко закреплены, а другие являются подвижными и работают как сейсмическая масса. При столкновении данная масса перемещается, изменяя емкость конденсатора. Информацию об этом расшифровывает система обработки данных, посылая полученные данные в блок управления подушками безопасности.

Датчики ускорения можно разделить на два основных вида: емкостный и пьезоэлектрический. Каждый из них состоит из чувствительного элемента и электронной системы обработки данных, находящихся в одном корпусе.

Принцип работы датчика удара

Основу системы пассивной безопасности автомобиля составляют устройства, успешно демонстрирующие свою эффективность на протяжении многих лет. Благодаря постоянной работе инженеров и конструкторов, совершенствующих системы безопасности, автомобилистам и пассажирам удается избежать тяжелых травм в момент аварии.

Система пассивной безопасности автомобиля. Обзор средств пассивной безопасности.

В таком сложном агрегате как автомобиль, очень легко позабыть об одной из самых основных систем — системе защиты и безопасности. И если активная безопасность всегда подробно освещается как СМИ, так и самими дилерами или продавцами, то пассивная безопасность – не что иное как серая мышка внутри сложной конструкции транспортного средства.

  • Что такое пассивная безопасность автомобиля
  • Внутренняя пассивная безопасность
  • Внешняя пассивная безопасность

Что такое пассивная безопасность автомобиля

Пассивная безопасность – это набор свойств и приспособлений транспортного средства, которые имеют свои уникальные конструктивные и эксплуатационные отличия, однако функционально направлены на обеспечение максимально безопасных условий при попадании в аварию. В отличии от активной системы безопасности, действие которой направлены на сохранение автомобиля от аварий, система пассивной безопасности автомобиля активизируется уже после того как авария имело место быть.

Читайте также:  Закон о тонировке 2020г - последние новости с официального сайта ГИБДД, тонировку отменили или нет,

Для того, чтобы снизить последствия аварии применяется целая совокупность из устройств, цель которых снизить тяжесть возникшего ДТП. Для более точной классификации используют разделение на две основные группы:

Внутренняя система – в её состав входят:

  1. Подушки безопасности
  2. Ремни безопасности
  3. Конструкция сидений (подголовники, подлокотники, и т.д.)
  4. Энергопоглотители кузова
  5. Другие мягкие элементы интерьера

Внешняя система –еще одна, не менее важная группа, представляется в виде:

  1. Бамперов
  2. Выступов на кузове
  3. Стекол
  4. Усилителей стоек

С недавнего времени, на страницах известных информационных агентств начали подробно освещать пункты, которые сообщают о всех элементах пассивной безопасности в авто. Кроме того, не стоит забывать и деятельности независимой организации Euro NCAP (European New Car Assessment Programme). Этот комитет уже довольно долгое время проводит краш-тесты всех выходящих на рынок моделей, присуждая ведомости о результатах проверки как активной системы безопасности так и пассивной. С данными по результатам краш-тестов может ознакомится любой желающий, удостоверившись в каждой из составляющих системы защиты.

Внутренняя пассивная безопасность

Все элементы пассивной безопасности входящие в этот список призваны обезопасить всех находящихся в салоне автомобиля, который попал в аварию. Именно поэтому, очень важно помимо оснащения автомобиля специальным оборудованием (исправного вида), его необходимо использовать всеми участниками езды по назначению. Только соблюдение всех правил позволит получить наивысшую защиту. Далее мы рассмотрим самые основные пункты, которые входят в перечень внутренней пассивной безопасности.

  1. Кузов – основа всей системы безопасности. Прочность автомобиля и возможные деформации его частей напрямую зависят от материала, состояния, а также конструктивных особенностей кузова автомобиля. Чтобы обезопасить пассажиров от попадания подкапотного содержимого в салон, конструкторы специально используют «решетку безопасности» — прочный пласт, который не позволяет нарушить салонную основу.
  2. Безопасность салона от элементов конструкции – это целый перечень устройств и технологий, которые призваны обезопасить здоровье водителя и пассажиров. Например, многие салоны предусматривают наличие складывающегося руля, который не позволяет нанести дополнительный урон водителю. Кроме того, современные автомобили оснащены травмобезопасным педальным узлом, действие которого предусматривает отсоединение педалей от креплений, снижая нагрузку на нижние конечности.

  1. Ремни безопасности – от принятого стандарта поясных 2-х точечных ремней, которые удерживали пассажира обычной стяжкой через живот или грудь, отказались еще в середине прошлого века. Подобные пассивные средства безопасности требовали улучшений, которые пришли в виде многоточёчных ремней. Повышенная функциональность такого типа устройств позволяла равномерно распределить кинетику по всему телу, не подвергая травматизации отдельных областей тела.
  2. Подушки безопасности – вторая по важности (первую строчку здесь уверенно удерживают пояса безопасности), пассивная система безопасности. Получив признание в конце 70-ых гг. они плотно вошли в состав всех транспортных средств. Современный автопром начали оснащать целым набором из систем подушек безопасности, которые окружают водителя и пассажиров со всех сторон, перекрывая потенциальные зоны повреждений. Резкое раскрывание камеры с хранением подушки активирует стремительное наполнение последней воздушной смесью, которая амортизирует приближающегося по инерции человека.
  3. Сиденья и подголовники – само по себе сиденье не представляет дополнительных функций во время аварии, кроме как выполнение фиксации пассажира на месте. Однако подголовники, напротив, свой функционал раскрывают как раз в момент столкновения, предотвращая запрокидывание головы с последующей травматизацией шейных позвонков.
  4. Другие средства внутренней пассивной безопасности – во многих автомобилях предусмотрено наличие высоконапряженных листов из металла. Такой апгрейд позволяет сделать автомобиль более жестким к ударам, одновременно снижая его массу. Во многих автомобилях также используется активная система областей разрушения, которые при столкновении гасят возникающую кинетику, а сами при этом разрушаются (повышенные деструкции автомобиля ничто в сравнении с жизнью и здоровьем человека).

Внешняя пассивная безопасность

Если в предыдущем пункте мы рассматривали средства и устройства автомобиля, защищающие пассажиров и водителей в момент совершения аварии, то в этот раз поговорим о комплексе, который позволяет максимально обезопасить здоровье пешехода, попавшего под колеса рассматриваемого автомобиля.

  1. Бамперы – в конструкции современных бамперов входит несколько энерго- и кинетически-поглощающих элементов, которые присутствуют как на передней части автомобиля так и сзади. Их предназначением является абсорбация возникающей от удара энергии за счёт подверженных к сминанию блоков. Это не только позволяет понизить риск нанесения урона пешеходу, но и здорово уменьшает повреждения внутри салона авто.
  2. Наружные выступы автомобилей – как правило, к полезным свойствам таких элементов приписать тяжело. Однако, как это может показаться на первый взгляд, большинство из этих элементов имеют схожий принцип самодеструкции, описанный ранее в пункте 6. раздела «Внутренняя пассивная безопасность».
  3. Приспособления для защиты пешеходов – отдельные компании-производители в лице Bosch, Siemens, TRW и других, на протяжении нескольких десятилетий активно разрабатывают системы обеспечивающие дополнительную безопасность пешеходам, попавшим в ДТП. Например, система Electronic Pedestrian Protection позволят поднимать крышу капота, увеличивая область столкновения того с телом пешехода, выступая при этом в роли «щита» от более твердых и не ровных частей моторного отсека.
Ссылка на основную публикацию
Аккумуляторы AGM и GEL (гелевые) что выбрать
Гелевые аккумуляторы - технология Магазин Танкомобиль Гелевые герметизированные батареи (GEL). Технология производства гелевых батарей получила название GEL . В них...
Автостоянки в аэропорту Шереметьево Разумный туризм
НОВАЯ ПАРКОВКА В АЭРОПОРТУ ШЕРЕМЕТЬЕВО! Team Russia Освещенная парковка рассчитана на 451 машиноместо, имеет твердое асфальтовое покрытие с нанесенной разметкой....
Автотехническая экспертиза автомобиля
Криминальная экспертиза автомобиля зачем и как проводится В современном мире каждый день происходят сделки по купле-продаже автомобилей. И не каждый...
Аккумуляторы Delta большое интервью с инженером компании
Гелевый аккумулятор на скутере; особенности, преимущества, недостатки - Скутеры Обслуживание и ремон Гелевый аккумулятор на скутере — особенности, преимущества, недостатки...
Adblock detector