Что такое и зачем нужен ДМРВ в автомобиле

Что такое ДМРВ, предназначение, устройство, принцип работы

«Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — что это такое и для чего он нужен?» — вопрос, интересующий многих начинающих автолюбители. Вкратце ответ таков: датчик массового расхода является важным элементом системы управления ДВС с микропроцессорной системой зажигания (ЭБУ). Его задача — измерение количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. На основании показаний ДМРВ контроллер двигателя рассчитывает количество топлива, которое должна подать форсунка. Обычное месторасположение расходомера — после фильтра очистки воздуха и перед дроссельной заслонкой.

Для чего нужен ДМРВ

Если попробовать поджечь что-нибудь в камере, где полностью отсутствует кислород, то из этой затеи ничего не выйдет. Для поддержания процесса горения нужен окислитель, в нашем случае О2. В ДВС в качестве окислителя используется атмосферный воздух, в котором и содержится кислород . Мало просто сжечь топливо — необходимо, чтобы оно сгорело без остатка. Правильная пропорция топливно-воздушной смеси – залог максимальной отдачи двигателя. Количество необходимого воздуха и топлива для бензиновых двигателей определено, как 14,7 к 1 (по массе). Топливо-воздушная смесь такого состава называется стехиометрической.

В современных моторах управление дозировкой топлива доверено компьютеру. Чтобы точно определить количество горючего, которое нужно впрыснуть форсунке, ему нужны данные о количестве воздуха, попавшего во впускной коллектор двигателя. ДМРВ и отвечает за получение этих данных.

Принцип действия

Действие датчика основано на измерении электрической мощности, которая необходима для поддержания температуры нагревательного элемента, расположенного в корпусе. Набегающий воздух охлаждает элемент в датчике, а контроллер ДВС стремится поддержать температуру, подавая электрический ток. Чем больше воздуха пропускает через себя датчик, тем большая мощность требуется для поддержания его температуры. Мощность преобразуется в сигнал, который получает контроллер блока управления. На основании полученного сигнала ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое форсунка должна подать во впускной тракт. Количество проходящего воздуха зависит от угла, на который открыта дроссельная заслонка.

Конструкция датчика

Датчик массового расхода воздуха состоит из двух частей — корпуса и измерительного элемента. Корпус ДМРВ круглого сечения имеет на концах резиновые уплотнительные кольца. Они нужны для того, чтобы не допустить подсос воздуха в обход воздушного фильтра.

Измерительный элемент может быть двух типов:

  • с проволочным нагревательным элементом
  • с пленочным нагревательным элементом

И в случае с проволокой, и в случае с пленкой материалом служит платина. Это объясняет довольно высокую стоимость ДМРВ.

В измерительном элементе смонтирована электрическая схема, которая формирует и отправляет частотно-импульсный сигнал контроллеру двигателя.

Признаки неисправности

Срок службы расходомера производителем не регламентируется, и зависит от следующих факторов:

  • количество отложений на нагревательном элементе;
  • стабильность подаваемого напряжения.

Неисправности электроцепи ДМРВ фиксируются контроллером и записываются в память ЭБУ в виде кодов ошибок. Их можно считать тестером при диагностике двигателя.

Признаками того, что датчик неисправен, могут служить:

  • неровная работа двигателя в режиме холостого хода;
  • провалы в работе двигателя при изменении положения дроссельной заслонки;
  • повышенный расход топлива;
  • самопроизвольная остановка мотора при переключении передач в движении.

Когда возникает ошибка в работе ДМРВ, блок управления двигателем переходит в режим аварийной работы. В этом случае для вычисления объема воздуха контроллер использует данные датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчика положения коленчатого вала. Точно вычислить объем по показаниям этих датчиков не удается, поэтому расход топлива резко возрастает.

Ремонт или замена

Датчик очень чувствителен к отложениям на нагревательном элементе. Если причиной неверного сигнала послужили именно они, можно попробовать отмыть их. Для очистки термоэлемента используют этиловый спирт. Но промывка в большинстве случаев не дает долговременного эффекта. Через некоторое время его все равно потребуется заменить на новый. Для того, чтобы датчик прослужил долго, необходимо тщательно следить за состоянием фильтра очистки воздуха и вовремя его менять.

Читайте также:  Volkswagen Bora; ВСЕ об подержанных AVTO

Бывает, что в некорректной работе мотора виноват воздух, который подсасывается через уплотнение после расходомера. Тогда для восстановления нормальной работы достаточно восстановить его герметичность.

В большинстве случаев, когда обнаруживается неисправность ДМРВ, поможет только его замена на новый. При этом необходимо приобретать деталь точно такую, какая была установлена ранее. Датчики для разных систем управления двигателем не взаимозаменяемы между собой. Даже внешне неотличимые друг от друга расходомеры одного производителя, предназначенные для работы с разными ЭБУ двигателя выдают разный выходной сигнал. Приобретая новый датчик, необходимо следить, чтобы номер нового датчика совпадал с номером старого.

Что такое ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) и для чего он нужен?

Датчик массового расхода воздуха (принятое сокращенное обозначение – ДМРВ или английская аббревиатура – MAF) – это устройство, управляющее интенсивностью воздушного потока при образовании топливно-воздушной смеси. Работа ДМРВ обеспечивает точность пропорций ее компонентов.

Регулирование впрыском топлива и вычисление его необходимого объема выполняется блоком управления на основе преобразованных в электронный вид сигналов ДМРВ и лямбда-зонда.

  1. Устройство и виды ДМРВ
  2. ДМРВ на основе трубки Пито
  3. ДМРВ с термоанемометрическими измерителями
  4. ДМРВ с пленочным измерителем
  5. Датчик массового расхода воздуха в конструкции автомобиля
  6. Возможные неисправности ДМРВ
  7. Ремонт при повреждении датчика массового расхода воздуха

Устройство и виды ДМРВ

По типу конструкции все использующееся сейчас датчики массового расхода воздуха можно разделить на несколько категорий, самые популярные из которых в основе имеют нагретую проволоку или флюгерную заслонку.

ДМРВ на основе трубки Пито

Самые простые и уже устаревшие устройства лопаточного типа. Их принцип действия основан на способности потенциометра, соединенного с упругой пластинкой, менять сопротивление в зависимости от степени ее изгиба. Пластинка, в свою очередь, деформируется под действием потока воздуха пропорционально его силе.

ДМРВ с термоанемометрическими измерителями

В таком устройстве воздух попадает на теплообменник, снижая его температуру. Критерием оценки выступает количество энергии, затрачиваемое на восстановление параметров.

Для того чтобы избежать погрешности из-за наличия отложений на тонкой пластине предусмотрен автоматический и мгновенный разогрев пластины до 1000° после каждой остановки двигателя. Эти конструкции более совершенны, чем модели на основе трубки Пито.

ДМРВ с пленочным измерителем

Самые современные модели, в которых используются нагревающиеся кремниевые элементы с платиновым напылением, выполняющие также функции измерителей.

Датчик массового расхода воздуха в конструкции автомобиля

ДМРВ устанавливаются на машинах с двигателями внутреннего сгорания и для большинства моделей их стандартное положение – между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

В инновационных моделях брендов с мировой известностью ДМРВ часто заменяют датчиками абсолютного давления, которые монтируются на впускных коллекторах. Тенденцию к отказу от применения датчиков массового расхода воздуха эксперты считают характерной для современного автомобилестроения.

Возможные неисправности ДМРВ

О том, что датчик массового расхода воздуха неисправен, свидетельствуют следующие признаки:

  • увеличение топливного расхода,
  • нестабильность параметров холостого хода (увеличение или уменьшение числа оборотов в этом режиме),
  • «провалы» работы мотора,
  • изменения в динамике набора скорости.

Причиной некорректной работы ДМРВ может быть механическое повреждение его элементов или засорение. Наиболее уязвимые устаревающие расходомеры лопаточного типа могут засоряться частицам масла. У них часто наблюдается повреждение токопроводящих элементов.

Увеличение расхода топлива объясняется аварийным режимом работы блока управления, который при формировании управляющих сигналов «полагается» на сигналы, поступающие с дизельной заслонки. Критическим случаем (значительная поломка или засорение ДМРВ) является отказ в работе – завести двигатель при таком расходомере не удается вовсе.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если машину оснастить датчиком, предназначенным для другой модели. Современные автомобили с бортовыми компьютерными системами извещают своего владельца о наличии неисправности заранее, прежде чем водитель обнаружит видимые признаки поломки.

При выходе из строя ДМРВ система диагностик выдает индикацию «чек» двигателя. Точное определение поломки выполняется на СТО при помощи точного диагностического оборудования, считывающего из бортовой системы код ошибки.

Мигание лампочки Check возникает при различных повреждениях, в том числе, при нарушениях работы датчика дроссельной заслонки, свечей и пр. Индикация этого типа возникает и при повреждениях проводки, датчика температуры.

Проверка чека путем анализа совокупности «симптомов» не всегда дает точный результат. Для полного выявления неисправностей (часто сигнал свидетельствует не об одном, а о ряде нарушений), необходимо использование компьютерной диагностики.

Читайте также:  Кодировка Роскрипт взломана

Ремонт при повреждении датчика массового расхода воздуха

Ремонту в полном смысле этого слова подлежат только самые простые лопаточные расходомеры. Одна из наиболее частых причин повреждений – замасливание рабочих поверхностей – устраняется при помощи состава для чистки карбюратора. Аэрозоль легко снимает масляный слой, не повреждая поверхность.

Карбклинер может использоваться и для чистки других устройств. Механический ремонт ДМРВ затруднен. Условно ремонтопригодными (не все типы повреждений) являются лопаточные модели. Более современные конструкции, вышедшие из строя, требуют замены. Пластинчатые и пленочные ДМРВ можно не менять, если причина некорректной работы заключается в нарушении питающей сети (обрыв проводки, короткое замыкание).

Диагностика, очистка, ремонт и замена датчиков массового расхода воздуха должны выполняться в условиях современного сервисного центра с обязательной проверкой работы оборудования после выполненных операций. В этом случае автовладелец получает гарантию и может предъявить претензии, если обнаружит недостатки в работе после ремонта.

Сделать эксплуатацию системы более экономичной и продлить срок безаварийной службы датчика массового расхода воздуха можно, точно соблюдая правила эксплуатации транспортного средства.

Уход за двигателем, своевременно проводящиеся профилактические осмотры, контроль состояния воздушных фильтров и их смена при загрязнении позволят избежать преждевременного загрязнения ДМРВ или его загрязнения, максимально увеличат период безаварийной эксплуатации датчика.

Корректная работа датчика массового расхода воздуха, в свою очередь, обеспечит экономичную работу двигателя внутреннего сгорания, плавный и динамичный набор скорости автомобилем, корректное переключение скоростей и ход без «провалов».

Характеристика датчика массового расхода воздуха: пособие для автолюбителей

Для правильной и эффективной работы автомобиля необходимо, чтобы корректно работал каждый ее элемент и узел. За правильный расход воздуха в авто отвечает устройство ДМРВ, при его неисправности растет расход топлива, падает мощность двигателя, увеличивается токсичность выхлопа. В статье дается понятие, что такое ДМРВ, принцип работы, конструкция и виды устройств, а также размещены фото прибора.

Понятие и устройство ДМРВ

Контролер, который управляет количеством поступившего топлива, должен иметь расшифровку от блока управления о количестве воздуха, передвигающегося по коллектору. Такие показания дает ДМРВ – датчик массового расхода воздуха. От точности показаний прибора зависит качество топливно-воздушной смеси, а значит и работа силового агрегата.

Датчик массового расхода воздуха – это небольшое устройство. Он находится между воздушным патрубком, который идет к дроссельной заслонке, и воздушным фильтром. На фото видно, где расположен прибор.

Расположение расходомера в моторном отсеке

Его задачей является определение количества воздуха, которое поступает из фильтра. Принцип работы устройства основан на изменении температуры слоя металла, который наварен на слой из керамики, или тонкой проволоки из платины от потока поступающего воздуха.

Прибор состоит из пластикового корпуса, представляющего собой патрубок с диаметром 60 мм, с обоих концов которого находятся защитные решетки. Внутри корпуса расположен чувствительный элемент устройства (платиновая проволока или пластина).

ДМРВ имеет следующую распиновку проводов:

  • по желтому поступает входящий сигнал;
  • зеленый используется для заземления;
  • черно-розовый идет к основному реле;
  • бело-серый – для выхода напряжения.

На фото показана схема распределения проводов расходомера и их расшифровка.

Схема работы ДМРВ

Современные приборы на автомобили все время усовершенствуются, это касается и расходомера воздуха. Существует несколько его видов в зависимости от принципа действия.

Первыми расходомерами были лопаточные. В их основе была трубка Пито. Основной элемент – мягко закрепленная тонкая пластина (лопатка).

Схема работы лопаточного устройства

Принцип действия схож с дроссельной заслонкой. Благодаря потоку поступающего воздуха пластина начинает выгибаться. В эту схему включен потенциометр, который измеряет, насколько изогнулась пластина, в этом момент у потенциометра меняется сопротивление. Изменение показаний сопротивления на потенциометре дает расшифровку для блока управления объема поступившего воздуха. В современных термоанемометрических устройствах функцию теплообменника выполняет платиновая проволока.

Пластинчатые датчики получили большое распространение. В этом расходомере в качестве теплообменника используются тонкие платиновые пластины. Они нагреваются за счет поступающей энергии. Одна из пластин – контрольная, другая – рабочая. Работа датчика заключается в том, чтобы обеспечить на обеих пластинах одинаковую температуру. Это осуществляется следующим образом: благодаря потокам поступающего воздуха рабочая пластина охлаждается. Так как температура контрольной и рабочей пластины должна быть одинаковой, на рабочую пластину подается большее количество тока, если ее температура меньше.

Пластинчатый расходомер воздуха

Читайте также:  Каннские львы-2018» пять ярких кейсов видео-рекламы в категории Mobile

Третьим видом расходомера являются пленочный, в нем используются датчики с пленочными измерителями. Рабочими элементами у пленочного датчика являются пластины из кремния, на которые нанесено платиновое напыление. Пленочный ДМРВ появился на рынке не так давно и пока не получил широкого распространения.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Принцип работы и обслуживание

Оптимальная работа двигателя будет обеспечена, если соотношение бензина к воздуху в горючей смеси будет составлять 1/14. Функцией датчика расходомера в авто является определение объема поступившего воздуха и передача этой информации блоку управления бортового компьютера. На основании полученной информации компьютер производит расчеты и дает команду впрыскивать такое количество бензина, какое будет оптимальным для поступившего объема воздуха.

Во время эксплуатации нагревательный элемент расходомера, естественно, загрязняется. Для его очищения, когда глушится двигатель, на него в течение одной секунды подается максимальное количество электроэнергии, и он нагревается до температуры 1100 градусов Цельсия. Таким образом, все загрязнения выгорают.

Датчик массового расхода воздуха является надежным прибором в эксплуатации, но не стоит выполнять его ремонт самостоятельно. Если выявлена неисправность, лучше обратиться для ее устранения к специалисту. Неработающий датчик меняют на новый прибор, так как ремонту он не подлежит.

Недостаток расходомера еще в том, что он определяет количество поступающего воздуха. Чтобы определить необходимое количество бензина нужно знать массу воздуха, поэтому необходимо при снятии показаний датчика учитывать плотность воздуха. Чтобы решить эту проблему около датчика расхода в воздухосборнике установили датчик температуры воздуха.

Для стабильной работы ДМРВ, необходимо, чтобы был незагрязненным воздушный фильтр. Загрязняются платиновые спирали. Если они загрязнены, их можно промыть очистителем для карбюратора. Но это нужно делать правильно, иначе придется менять датчик массового расхода воздуха на новый.

Конструкция и первые признаки неисправности

Конструкция ДМРВ представляет собой измерительную трубу, которой установлен платиновый провод диаметром 70 мкм, расположенный перед дроссельной заслонкой. Устройство работает на принципе постоянства температуры. Существует много различных ДМРВ для авто, в каждом из которых определяется по-своему количество поступающего воздуха.

Устройство пластинчатого ДМРВ

Обычно датчик расхода воздуха не выходит из строя полностью, поэтому на приборной панели не высвечивается Check Engine (CE). Для системы самодиагностики, которая встроена в блок управления авто, он исправен. В реальности датчик выдает либо неправильную информацию о количестве воздуха, который поступил в систему или с опозданием.

Диагностика расходомера – сложная процедура и ответственная, так как прибор очень дорогой. Окончательный вывод о замене устройства на новое можно сделать лишь после замены датчика или проверки на специальном стенде. Если после установки исправного ДМРВ, авто работает лучше, то датчик нужно заменить. Если особых изменений не произошло, то причина не в датчике.

Диагностировать неисправность датчика можно с помощью измерения напряжения АЦП ДМРВ. Такое измерение делают мультиметром. Исправный датчик имеет определенные характеристики, например, при неработающем моторе напряжение АЦП ДМРВ, замеренное на разъеме, должно составлять 0,996 Вольт. Значения напряжения 1,016 и 1,021 считаются нормальными. Если напряжение АЦП ДМРВ превышает значение 1,035 В, значит чувствительный элемент в устройстве засорен и может обмануть блок управления, передав неправильные показания. На фото можно видеть, как измеряется напряжение.

Измерение напряжения АЦП

Еще один способ определить неисправность расходомера воздуха – отключить его. Для этого нужно отсоединить разъем датчика и запустить двигатель. Вместо датчика его функцию будет выполнять дроссельная заслонка. Если авто будет работать лучше, то значит проблема в датчике.

Некоторые автолюбители при неисправном ДМРВ ставят вместо него диод. В этом случае диод берет на себя функции датчика. Конечно, лучше поставить новый расходомер, но на время можно поставить диод вместо датчика.

Существуют следующие признаки неисправности датчика:

  • высвечивается ошибка Check Engine;
  • повышенный расход топлива;
  • авто медленно разгоняется, медленно набираются обороты;
  • мотор работает нестабильно, рывками;
  • повышенные или пониженные обороты холостого хода;
  • выхлопные газы становятся более токсичными.

Точный диагноз неисправности прибора можно установить только с помощью специального оборудования.

Прежде чем менять ДМРВ на авто, нужно убедиться, что неисправен именно он.

Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт расходомера, следует следить за состоянием воздушного фильтра и вовремя его менять.

Видео «Датчик массового расхода воздуха»

В этом видео, автор которого Alex ZW, рассказывает об устройстве, принципе работы и обслуживании ДМРВ.

Ссылка на основную публикацию
Что такое Launch Control и как он работает
Старт с ланча что это Лонч (launch) – маркетинг-менеджмент запуска нового продукта. Лонч - выпуск на рынок нового продукта, сопровождающийся...
Что лучше Ниссан Террано или Рено Дастер сравнение и отличия братьев-близнецов
Сравнение Renault Duster и Nissan Terrano в чем отличия, что лучше Внешний вид Ниссан Террано внешне похож на Рено Дастер,...
Что лучше новая Лада или подержанная иномарка
Иномарка с пробегом или новая отечественная Лада Мои читатели меня просят высказать мнение на вопрос выбора автомобиля. Рынок автомобилей переполнен,...
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе Всем привет. Автономность работы ноутбука, мобильного телефона, источника бесперебойного питания -зависит от параметра аккумулятора,...
Adblock detector