Что такое обманка лямбда зонда Для чего нужна и какой бывает обманка лямбды

Что такое обманка лямбда зонда Для чего нужна и какой бывает обманка лямбды

Лямбда зонд или, как его еще называют, датчик кислорода (ДК) — неотъемлемая часть системы выхлопа современного автомобиля стандарта EURO-4 и выше. Кислородные датчики контролируют уровень содержания кислорода в выхлопных газах когда они проходят по катализатору. В автомобилях соответствующих европейскому стандарту EURO-4, в выхлопной системе, как правило, два таких датчика кислорода — один установлен до катализатора, а второй уже после него.

Лямбда не подлежит ремонту, как и подавляющее большинство современных датчиков. В случае его выхода из строя его меняют на новый. Перед тем как «умереть» лямбда зонд изрядно «компостирует мозги», а также выдает ошибки P0130 и P0167.

Когда автовладелец меняет катализатор на пламегаситель, или полностью удаляет его, произойдет нарушение величины сигнала, которая поступает от второго кислородного датчика начнет совпадать со значением с первого. В итоге это приведет к появлению ошибок катализатора (P0420 — P0430). В итоге мотор начнет работать в аварийном режиме. Так называемый стехиометрический коэффициент топливной смеси станет рассчитываться не по данным от датчиков, а электроникой машины согласно табличным параметрам. В итоге вы получите увеличенный расход топлива и нестабильную работу двигателя.

Есть два способа решить эту проблему, первый — установить так называемую обманку лямбда зонда, второй — перепрошить РСМ (то же, что и ЭБУ).

Первый способ предусматривает установку обманки катализатора, которая будет корректировать сигнал поступающий от датчика кислорода. Обманки бывают двух типов — механические и электронные.

Обманка лямбда зонда механического типа — это бронзовая проставка определенного размера, в объеме которой находится керамическая крошка покрытая каталитическим слоем. Суть этого метода в том, что выхлопные газы, попадая в объем проставки сквозь небольшое отверстие, после чего излишек CO и CH окисляются кислородом, в итоге его концентрация снижается. Электроника анализирует изменение синусоиды сигнала и делает вывод о том, что катализатор работает в штатном режиме.

Электронная обманка лямбда зонда представляет собой высокотехнологичное устройство на базе микропроцессора, оно обеспечивает корректную работу системы управления силовым агрегатом автомобиля, а не только «убирает» ошибки из самодиагностики. Однокристальный микропроцессор на самом деле понимает, что происходит с выхлопом и в каком состоянии он находится, после чего анализируя ситуацию, выполняет обработку сигнала с первого лямбда зонда, после чего формирует выходной сигнал, точно такой же как у второго датчика при полностью исправном катализаторе.

Второй вариант решения вопроса лямбда зонда подразумевает перепрошивку, то есть изменение микропрограммы PCM путем исключении из ее кода расчетов поправок дозировки идущих от сигнала заднего кислородного датчика. Перепрошивка, содержащая алгоритм, который выполняет коррекцию, рассчитывается исключительно по сигналу датчиков кислорода, которые стоят перед катализатором, не принимая во внимание сигнала идущий от заднего лямбда зонда. Это автоматически исключает вероятность записи в память ошибок катализатора (P0420 — P0430).

На некоторые модели PCM существуют заводские прошивки, однако это встречается крайне редко. Чаще всего этих программ нет, или уже нет, поскольку они не удовлетворяют требованиям современных экостандартов. Подавляющее большинство всех прошивок представленных на рынке и в Интернете, как правило, создавались «продвинутыми» тюнерами или другими «кулибиными», которые имеют представление о том, что это и для чего. Однако очень часто именно такие кастомные прошивки способны нанести серьезный ущерб двигателю или полностью «угробить» его.

Обманка лямбда зонда Лансер 10

Лямбда зонд, или, как его еще называют, кислородный датчик, является частью выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания. Он появился в конструкции автомобиля сравнительно недавно, в связи с введением новых правил и норм очистки выхлопных газов. Сейчас выпускаются авто, которые должны соответствовать регламенту по стандарту «Евро-5», но и произведенные ранее машины эксплуатировать не запрещено. В большинстве из транспортных средств установлено два кислородных датчика: один — до каталитического нейтрализатора, второй – после него. Оба прибора призваны собирать информацию и передавать ее в электронный блок управления двигателя, который регулирует работу системы подачи топлива и зажигания.

Читайте также:  Ликбез Правила ношения и хранения травматического оружия ГардИнфо

Когда нужна обманка лямбда зонда Лансер 10

Основной причиной, по которой кислородный датчик Митсубиси Лансер выходит из строя, является неисправный катализатор. Этот прибор отвечает за сжигание отработанных газов во время их прохождения через трубу. Он выполнен из керамической сетки в металлическом корпусе, продукты горения вместе с тяжелыми смолами и металлами, проходя через ячейки, соприкасаются с иридиевым напылением и под воздействием химической реакции нагреваются до предельно высокой температуры, остатки очищенных газов выходят через трубу.

В некоторых случаях внутренние элементы каталитического нейтрализатора полностью разрушаются, выхлоп становится слишком загрязненным, кислородный датчик определяет это и дает команду блоку управления сигнализировать о поломке, после чего на приборной панели загорается код неисправности. Правильно расшифровать такой сигнал можно только при компьютерной диагностике, которая проводится в сервисном центре на специальном оборудовании. В ходе такой диагностики к автомобилю подключается процессор, который точно расшифровывает код.

В том случае, когда светового сигнала нет, а в работе двигателя Митсубиси замечены негативные изменения, проводится механический осмотр, и по совокупности всех признаков определяется тип неисправности. К таким признакам относятся:

  1. Потеря мощности силового агрегата, работа двигателя рывками. Это происходит из-за слишком быстрой смены качества выхлопа, датчик не успевает сопоставить информацию и посылает противоречивые данные в блок управления. От этого сбивается зажигание, оно осуществляется или поздно, или рано.
  2. Плавающие обороты. Не влияют на приводную тягу, заметны только на холостом ходу.
  3. Изменение качества выхлопных газов. Опытный специалист может быстро определить соответствие выхлопа всем стандартам, даже без специального прибора.
  4. Повышенный расход топлива. При слабом зажигании бензин поступает в камеру сгорания в больших объемах и воспламеняется полностью, остатки выбрасываются в атмосферу вместе с вредными примесями.

Подробнее о том, как работает обманка лямбда Лансер 10

Если установлено, что катализатор на автомобиле вышел из строя, то его необходимо заменить на аналогичную деталь — пламегаситель или прямоток. Все указанные приборы призваны понижать температуру выхлопных газов и очищать их. Если при ремонте установлен каталитический нейтрализатор, то обманка лямбда зонда не нужна, а если отработанный узел меняется на прямоток или пламегаситель, то работы с кислородным датчиком обязательны.

Обманка лямбда зонда Митсубиси Лансер 10 имеет вид переходной муфты из металла с резьбовым соединением. Принцип ее работы схож с действием самого катализатора. Данный переходник устанавливается в штатное место посадки второго датчика, а в верхнее отверстие вкручивается лямбда зонд. Газы, проходя через трубу, за счет давления попадают на ячейки сетки обманки, и происходит химическая реакция, во время которой выхлоп внутри гильзы приходит в норму. Датчик считывает информацию о качестве газа и передает сигнал на блок управления. По сути, обманка зонда и есть катализатор в миниатюре.

Когда потребуется обманка лямбда зонда Митсубиси Лансер 10

Монтаж обманки необходим при замене штатного нейтрализатора на универсальную деталь иного производителя. Конечно, можно установить новое программное обеспечение классом ниже, что вполне допустимо. Если же нет желания вносить изменения в заводскую «прошивку», то обманное устройство будет отличной альтернативой. В данном случае вместо отработанного изделия путем полного механического вырезания катализатора из системы на его место устанавливается новый каталитический нейтрализатор, который приваривается к трубе с двух сторон. При таком виде монтажа необходимо приварить резьбу для обманки в месте, где должен стоять датчик номер два. Все резьбовые соединения будут подвергаться воздействию высокой температуры, поэтому они вкручиваются на герметизирующий состав, предназначенный для этого.

Виды обманок лямбда зонда

Существует несколько видов обманных устройств для лямбда зонда, которые делятся на категории:

Читайте также:  У каких производителей украинцы предпочитают покупать кузовные детали

  1. Механическая обманка — имеет вид переходной муфты на резьбовом соединении, один конец закручивается внутрь седла зонда, а в другой вкручивается сам датчик. Из-за того, что проходное отверстие на устройстве минимально, в корпус детали и на саму лямбду попадает ограниченное количество газов с малым содержанием вредных веществ.
  2. Электронное изделие. В данном случае двигатель не привязан к конкретным показателям приборов, вся информация, поступающая со второго лямбда зонда, корректируется автоматически и только после этого попадает в блок управления. Данный вид обманок появился сравнительно недавно, но считается самым долговечным, так как не имеет уязвимых металлических деталей.
  3. Обманки с миникатализатором — самый популярный тип среди аналогичных устройств. Данное изделие похоже на механическую обманку, но отличается принципом действия, который заключается в предварительной очистке небольшого количества газов непосредственно в своем корпусе.

Стоит отметить, что срок службы механической обманки и мини-катализатора составляет около двух лет, после чего требуется замена отработанной детали.

Обманка датчика кислорода своими руками

В мире ежегодно растет количество автотранспорта, вместе с которым повышается объем вредных выбросов в атмосферу от работающих моторов. В такой связи существенно повышаются требования к производителям транспорта по экологическим характеристикам. Такой подход вынуждает находить эффективные решения, позволяющие максимально снижать токсичность выбросов.

Одним из эволюционных способов является модернизация систем отвода отработанных выхлопных газов. В процессе применяются каталитические нейтрализаторы. Такие модули способствуют нейтрализации опасных агрессивных химических соединений, имеющихся в выхлопах. Однако, выход из строя подобных узлов чреват дорогостоящим ремонтом. Это вынуждает отечественных автовладельцев искать возможность, как обмануть лямбда зонд.

Суть проблематики

На приборной панели современных авто световой индикатор Check Engine в нередких случаях демонстрирует выход из строя кислородного датчика, который автомобилисты называют лямбда-зондом. В зависимости от модели авто, производитель их может устанавливать от двух до четырех штук.

Определить, какой из них в реальности барахлит, помогает лишь автосканер ошибок. Если игнорировать сигналы о неисправности, то вскоре может встать проблема с работоспособностью каталитического нейтрализатора. В продвинутых авто его замена может обойтись не в один десяток тысяч рублей.

В ином случае катализатор в авто мог уже прийти в негодность или быть удаленным предыдущим владельцем иномарки. Такое тоже бывает, если собственник машине не стремится затрачивать крупную сумму для дорогостоящего ремонта проблемного узла. Многих умельцев выручает обманка лямбда-зонда своими руками, сделанная для собственного авто.

Если ее не делать, то появятся проблемы с работоспособностью машины. Нужно обойти лямбда зонд, так как в противном случае он станет отправлять команды компьютерному блоку (ЭБУ), указывая на нарушения с выхлопными газами. На основании полученных данных компьютер, управляющий впрыском, станет трактовать информацию, как будто мотор работает на обедненной смеси. При таком алгоритме ЭБУ существенно добавит подачу топлива, заливая им форсунки.

При таком подходе снизятся динамические разгонные показатели силовой установки, и значительно повысится расход топлива. Также станут появляться провалы в работе мотора на холостом ходу. Выбросы в атмосферу CO станут доходить до критических параметров 3—5%, а норма на них составляет не более 0,5%.

Выход из строя

Перед тем как сделать обманку лямбда зонда своими руками, стоит знать реальные причины, по которым происходит поломку узла. К наиболее часто встречающимся факторам относятся такие события, как:

  • двигатель работает на низкой компрессии;
  • проблема появится при использовании этилированного бензина, так как входящие в состав компоненты (свинцовые соединения, сера, силиконовые элементы), способствуют интенсивному разрушению кислородных датчиков;
  • может происходить обрыв цепи в районе питающего кабеля, приводящий к замыканию бортовой сети;
  • неисправная система зажигания способна перегревать датчик, приводя к нежелательным последствиям;
  • иногда происходит физическое повреждение узла;
  • срок службы датчика превышен.

Стоит учесть, что средний рекомендованный срок проверки работоспособности кислородного датчика составляет около 30 тыс. км пробега.

В большинстве случаев удалить узел, чтобы взамен него монтировалась электронная обманка лямбда зонда своими руками, достаточно несложно. Также альтернативой может послужить вмонтированный на это же место пламегаситель. К преимуществам последнего обычно относят такие факты:

  • длительный срок службы;
  • минимальная стоимость;
  • эффективная надежная эксплуатация.
Читайте также:  Правильная обкатка нового автомобиля

Однако, минусом пламегасителя является существенное ухудшение экологических параметров авто. Если водитель планирует отправиться со своей машиной в зарубежную поездку, то он должен знать о превышении норм выбросов его модифицированным транспортным средством, что чревато высокими штрафами.

Конструкционные особенности датчика

Схема обманки лямбда зонда своими руками предполагает его удаление из конструкции автомобиля. Чтобы обнаружить данный блок, необходимо знать, как он выглядит. Обычно этот прибор представляет собой цилиндрический металлический элемент, к которому подведен кабель.

На оболочке зонда имеется напыление из драгоценного металла – платины. Это оказывает влияние на стоимость узла. Внутри имеется такое устройство:

  • металлический контакт, соединяющий подключаемые кабели к электрочасти датчика;
  • диэлектрический защитный уплотнитель, который оснащен воздушным отверстием;
  • скрытый электрод из циркония, защищенный керамическим наконечником, так как в процессе работы металлическая часть способна перегреваться до 1000 С;
  • защитный экран с выхлопным отверстием для отвода отработанных газов.

В современных авто встречаются два типа датчиков:

  • двухточечный вариант;
  • широкополосные изделия.

Хотя их типы различаются, но внутреннее строение, как и внешние параметры, довольно сходные. Отличие заключается в функционировании приборов. Развитием двухточечной технологии является результат в виде широкополосных изделий.

Датчики оснащены закачивающим элементом, отправляющим сигналы на ЭБУ за счет изменения колебаний напряжения. При этом подача тока увеличивается либо уменьшается. Это происходит на основании небольшого объема воздуха, проникшего в технологический зазор для замера концентрации CO.

Также датчики дифференцируются по другим признакам:

  • без подогрева – оснащен одним проводом и рассчитан на эксплуатацию 50—80 тыс. км;
  • подогреваемый – имеет 2,3 либо 4 подведенных кабеля и требует замены после 100 тыс. км;
  • планерный – двухэлементный датчик предельного тока потребуется заменить по прошествии не менее чем 160 км.

Обманка датчика кислорода потребуется поставить для неработающего зонда не только при сломанном, но и при рабочем катализаторе. При этом необходимо учитывать, что ремонт датчиков в подавляющем большинстве случаев не предусмотрен.

Разновидности компенсаторов

Наиболее примитивный и доступный вариант – механическая проставка под лямбда зонд. Ее вытачивают в виде переходника, внутрь которого крепится датчик с мини-катализатором. Далее весь блок монтируется обратно на свое рабочее место.

В процессе самостоятельного монтажа/демонтажа необходимо воспользоваться особой торцевой головкой, обладающей технологическим пазом либо отверстием, не позволяющим повредить изделие. Также в головке должно присутствовать ребро жесткости, обеспечивающее прочность конструкции. Это связано с тем, что ввинченный датчик прикипает в своем гнезде.

Необходимо учитывать, что происходит изменение процесса мониторинга, после того как в системе появляется собранный эмулятор лямбда зонда своими руками, схема которого подразумевает наличие керамической крошки внутри. Последняя покрыта каталитическим слоем. После проникновения внутрь через небольшое окошко в катализатор и соприкосновением с находящимся там составом, концентрация присутствующих там газов с CO уменьшается. Это воспринимается ЭБУ, как нормальная работа штатного прибора.

Ниже представляем образмеренный чертеж механической обманки лямбда зонда.

Чертеж механической обманки лямбда зонда

Обманка может быть изготовлена самостоятельно, что потребует умения работы на токарном станке и наличия металлической заготовки. Многие выходят из положения, просто купив готовый образец-подмену, который в зависимости от модели авто обойдется примерно в 1000 рублей.

Эмуляция датчика

В качестве электронной замены датчику используется блок с микропроцессором, подключенным к проводке, через которую осуществляется коммуникация с ЭБУ. Основным смыслом эмуляции является обман автомобильной электроники путем преобразования реального сигнала в сигнал, воспринимаемый компьютером, как от нормально работающего прибора.

Можно использовать наиболее распространенные схемы таких устройств. Однако, на первоначальном этапе стоит осуществить диагностику на осциллографе при работающем исправно датчике.

Учитывая величину импульса, подбирается соответствующий конденсатор и резистор в действующую схему. Далее монтируется откорректированный узел в термотрубку и заливается расплавленным поксиполом. Подключение осуществляется через четыре выведенных провода.

Необходимо перед началом всех работ по подключению откидывать минусовой контакт от АКБ. Это обезопасит все элементы цепи.

Ссылка на основную публикацию
Что такое Launch Control и как он работает
Старт с ланча что это Лонч (launch) – маркетинг-менеджмент запуска нового продукта. Лонч - выпуск на рынок нового продукта, сопровождающийся...
Что лучше Ниссан Террано или Рено Дастер сравнение и отличия братьев-близнецов
Сравнение Renault Duster и Nissan Terrano в чем отличия, что лучше Внешний вид Ниссан Террано внешне похож на Рено Дастер,...
Что лучше новая Лада или подержанная иномарка
Иномарка с пробегом или новая отечественная Лада Мои читатели меня просят высказать мнение на вопрос выбора автомобиля. Рынок автомобилей переполнен,...
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе Всем привет. Автономность работы ноутбука, мобильного телефона, источника бесперебойного питания -зависит от параметра аккумулятора,...
Adblock detector