Что такое выхлопные газы, их влияние на природу, здоровье человека

Выхлопные системы мотоциклов Мотоновости Webike

На заре эпохи внутреннего сгорания выхлопные системы двигателя были не более чем трубой, отводящей горячие и вредные газы подальше от места зажигания. Но вскоре инженеры обнаружили, что длина и диаметр трубы влияют на мощность и эффективность мотора, и с тех пор устройство выхлопной системы стало важным элементом проектирования всей конструкции силовой установки.

Выхлопные системы – не просто красивые трубы!

Выхлоп на современных высокопроизводительных мотоциклах – это тонко настроенные и на удивление сложные конструкции, поэтому их справедливо называть «выхлопными системами». Они не придумываются по остаточному принципу – более того, глава отдела разработки трансмиссий BMW Ули Блумельхубер (Uli Blümelhuber) заявляет, что это «одна из самых дорогих и сложных составляющих разработки силовой установки». От приемных труб до отверстия глушителя, каждый компонент тщательно подбирается в соответствии с конкретной задачей – а задач этих множество, от соответствия требованиям к уровню шума и объемам вредных выбросов до использования пульсаций давления в системе, перемещающихся со скоростью звука.

Тюнинговая выхлопная система от Outex

Взгляните на любые современные выхлопные системы, и вы увидите приемные трубы, которые змеятся под двигатель и соединяются там в коллектор. Размер этого коллектора может сильно разниться – сейчас он в основном выглядит как большая коробка (зачастую внутри находится каталитический нейтрализатор и основной глушитель для погашения шума), что позволяет сделать глушитель в конце системы легче и компактней. Перед коллектором может быть мощностной клапан, а еще где-то по течению – обычно на коллекторе или перед ним, – располагается лямбда-зонд (датчик кислорода). Иногда можно увидеть перекрестные трубы, соединяющие друг с другом соседние приемные трубы.

Механизм работы мотоциклетного выхлопа

В выпускной системе происходит два процесса: отвод медленно движущихся отработавших газов, а также пульсация волн давления (звука), движущихся со скоростью до 518 м/с. Отработавшие газы двигаются по трубам наружу, а волны давления на своем пути по системе встречают различные конструктивные элементы, влияющие на них заложенным инженерами образом. Например, изменение диаметра трубы повлияет на скорость волн, а также отразит часть из них обратно, к выпускному каналу на цилиндре – как волны в бассейне, рикошетящие от стен. А в зависимости от параметров перекрестных труб, они могут менять волну с положительной (сжатие) на отрицательную (расширение). В результате волна отрицательного давления двинется обратно к выпускному окну и поможет очистить цилиндр от остаточных выхлопных газов, а также подать в цилиндр свежую топливовоздушную смесь, что улучшить мощность и топливную экономичность. Резонаторы на выхлопных системах двухтактных моторов – самый яркий пример подобной работы с волнами.

Клапан в выхлопной системе новейшей Yamaha YZF-R1 не только регулирует обратное давление, но и перенаправляет течение выхлопных газов в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки. Низкоскоростной маршрут, показанный на изображении, более длинный и использует более узкие трубы, чтобы улучшить параметры двигателя на средних оборотах.

Сложно? Это еще не все. Обороты двигателя (среди множества прочих факторов) тоже влияют на координирование и силу пульсаций давления. Так же, как дроссельные заслонки с электронным управлением регулируют скорость движения воздуха во впускном тракте в соответствии с оборотами двигателя, мощностной клапан в выхлопной системе «снижает или повышает пропускную способность системы, чтобы эффективно использовать пульсации давления», по словам менеджера по связям с прессой Yamaha Маркуса де Мишеля. Динамическое манипулирование давлением в выпускной системе позволяет сгладить кривую крутящего момента, а в некоторых случаях, как отметил менеджер по продажам SuperTrapp Industries Джефф Уэллс, «изменить звук на определенных оборотах, чтобы удовлетворить государственные требования по нормам шумности». Думаете, клапан в выхлопной системе нужен только для того, чтобы бюрократы были счастливы? Подумайте еще раз. Технология активно использовалась командой Aprilia на мотоцикле RS-GP в MotoGP, да и другие коллективы тоже ее применяют.

Помимо повышения рабочих характеристик мотора, выхлопные системы также снижают его шум до приемлемого уровня и нейтрализуют опасные компоненты выхлопных газов. И не забудьте, что надо еще удовлетворить эстетические порывы маркетинговой команды, требования бухгалтеров к стоимости и требования к компоновке мотоцикла. Это непростая задача – постоянное балансирование между массой факторов и компромиссов.

«Но все равно производителю тюнинговых выпускных систем очень трудно выпустить что-то, что покажет себя лучше стокового выхлопа на многих современных мотоциклах», – говорит Уэллс. Нет, конечно, качественный афтермаркет повысит мощность или обеспечит некие другие преимущества, но речь о другом – большинство мотопроизводителей тратят немало ресурсов на разработку оптимальных выхлопных систем.

Выхлопные системы с замысловатыми трубами

Длина и диаметр труб – ключевые параметры конструкции выхлопной системы. В целом, если система проектируется для высокого крутящего момента на низких оборотах, то используются длинные трубы меньшего диаметра, тогда как выхлоп под большую пиковую мощность отличается более короткими трубами большего диаметра. Чаще всего нужно стремиться к одинаковой длине труб на всех цилиндрах – именно поэтому на V-образных двигателях трубы задних цилиндров обычно проложены весьма замысловато (например, на Ducati Panigale или на Honda RC213V со снимка выше).

Зачем покупать афтермаркет выхлопные системы?

Двадцать лет назад можно было значительно увеличить «поголовье» лошадиных сил, установив тюнинговую выхлопную систему взамен заводской. Тогда штатный выхлоп прорабатывался далеко не так хорошо, как сейчас, что оставляло возможность для компаний вроде Yoshimura R&D строить действительно крутые системы.

Сейчас все по-другому. «Современные [оригинальные] выхлопные системы очень хороши», – признает менеджер по продажам Yoshimura R&D Тим Уэлч (Tim Welch). Если это так, то зачем покупать афтермаркет? Получить немного мощности все еще возможно, но теперь это не самая притягательная особенность тюнингового выхлопа. Ключевых причин три: снижение массы, более эстетический внешний вид и улучшение звучания.

Поскольку большинство тюнинговых выхлопных систем «предназначены для использования только на треке» (хотя бывают исключения, такие как серия Signature Series от Yoshimura, удовлетворяющая требованиям CARB/EPA в США), они лишены тяжелого и ухудшающего ток газов каталитического нейтрализатора, что позволяет снизить их массу. К тому же производители афтермаркета используют красивые и технологичные материалы вроде титана и карбона, которые редко увидишь на заводских системах. Более глубокий и громкий «голос» тюнингового выхлопа тоже многих привлекает.

Компоненты выхлопа двигателей внутреннего сгорания. Состав выхлопных газов

Основными источниками выбросов автомобиля являются двигатель внутреннего сгорания, испарение топлива через систему вентиляции топливного бака, а также ходовая часть: в результате трения шин о дорожное покрытие, износа тормозных колодок и коррозии металлических деталей независимо от выбросов двигателя образуются частицы мелкодисперсной пыли. При эрозии катализатора выделяются платина, палладий и родий, а при износе накладок сцепления также выделяются токсичные вещества, такие как свинец, медь и сурьма. Для этих вторичных выбросов автомобилей также должны быть установлены предельные значения.

Читайте также:  Mindmap 10 лучших сервисов для создания интеллект-карт UniBlog

Вредные вещества

Состав отработавших (выхлопных) газов автомобиля включает множество веществ или групп веществ. Преобладающей частью компонентов ОГ являются неядовитые, содержащиеся в обычном воздухе газы. Как показано на рисунке, лишь небольшая часть ОГ является вредной для окружающей среды и здоровья людей. Несмотря на это, необходимо дальнейшее снижение концентрации токсичных компонентов ОГ. Хотя современные автомобили сегодня дают очень чистый выхлоп (у автомобилей Евро-5 он в некоторых аспектах даже чище всасываемого воздуха), огромное число эксплуатируемых автомобилей, которых только в Германии насчитывается около 56 млн единиц, выбрасывает значительное количество ядовитых и вредных для здоровья веществ. Исправить ситуацию призваны новые технологии и введение более жестких требований к экологичности ОГ.

Оксид углерода (СО)

Оксид углерода (угарный газ) СО — газ без цвета и запаха. Это яд для дыхательной системы, нарушающий функцию центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. В человеческом организме он связывает красные кровяные тельца и вызывает кислородное голодание, которое за короткое время приводит к смерти от удушья. Уже при концентрации в воздухе 0,3% по объему угарный газ в очень короткое время убивает человека. Действие зависит от концентрации СО в воздухе, от длительности и глубины вдыхания. Лишь в среде с нулевой концентрацией СО он может быть выведен из организма через легкие.

Оксид углерода всегда возникает при недостатке кислорода и при неполном сгорании.

Углеводороды (СН)

Углеводороды выбрасываются в атмосферу в виде несгоревшего топлива. Они оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки и органы дыхания человека. Дальнейшая оптимизация рабочего процесса двигателя возможна лишь путем совершенствования производственных технологий и углубления знаний о процессах сгорания.

Углеводородные соединения возникают в виде парафинов, олефинов, ароматов, альдегидов (особенно формальдегидов) и полициклических соединений. Экспериментально доказаны канцерогенные и мутагенные свойства более 20 полициклических ароматических углеводородов, которые в силу своего малого размера способны проникать до легочных пузырьков. Самыми опасными углеводородными соединениями считаются бензол (С6Н6), толуол (метилбензол) и ксилол (диметилбензол, общая формула С6Н4 (СН3)2). К примеру, бензол может вызвать у человека изменения картины крови и привести к возникновению рака крови (лейкемии).

Причиной выбросо углеводородов в атмосферу всегда является неполное сгорание топлива, недостаток кислорода, а при очень обедненной смеси — слишком медленное сгорание топлива.

Окислы азота (NOх)

При высокой температуре сгорания (более 1100°С) содержащийся в воздухе реакционно инертный азот активируется и вступает в реакции со свободным кислородом в камере сгорания, образуя окислы. Они очень вредны для окружающей среды: становятся причинами образования смога, гибели лесов, выпадения кислотных дождей; также окислы азота являются переходными веществами для образования озона. Они — яд для крови, вызывают рак. В процессе сгорания возникают различные окислы азота — NO, NO2, N2O, N2O5— имеющие общее обозначение NOx. При соединении их с водой возникают азотная (HNO3) и азотистая (HNO2) кислоты. Диоксид азота (NO2) — красно-коричневый ядовитый газ с едким запахом, раздражающий органы дыхания и образующий соединения с гемоглобином крови.

Это самый проблематичный из всех окислов азота и в перспективе для него будут действовать отдельные нормы по допустимой концентрации. Доля NO2 в общих выбросах оксидов азота в будущем должна будет составлять менее 20%. В директиве 1999/30/EG с 2010 года предельно допустимая концентрация N02 установлена на уровне 40 мкг/м Соблюдение этой предельной концентрации предъявляет особые требования к защите от вредных выбросов.

Самые благоприятные условия для образования окислов азота — высокая температура сгорания обедненной топливовоздушной смеси. Системы рециркуляции ОГ позволяют снизить долю окислов азота в выхлопе автомобилей.

Оксиды серы (SOx)

Оксиды серы образуются из содержащейся в топливе серы. В процессе сгорания сера реагирует с кислородом и водой, образуя оксиды серы, серную (H2SO4) и сернистую (H2SO3) кислоты. Оксид серы — основная составляющая кислотных дождей и причина гибели лесов. Это водорастворимый едкий газ, воздействие которого на организм человека проявляется в покраснении, опухании и усилении секреции влажных слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. Диоксид серы воздействует на слизистые носоглотки, бронхов и глаз. Наиболее часто местом «атаки» диоксида серы являются бронхи. Сильное раздражающее воздействие на дыхательные пути объясняется образованием сернистой кислоты во влажной среде. Вглубь дыхательных путей попадают взвешенный в мелкодисперсной пыли диоксид серы SO2 и аэрозоль серной кислоты. Наиболее чувствительно реагируют на растущую концентрацию диоксида серы в воздухе астматики и маленькие дети. Высокое содержание серы в топливе сокращает срок службы катализаторов бензиновых зельных двигателей.

Снижение выбросов диоксида серы реализуется путем ограничения содержания серы в топливе. Цель — топливо, не содержащее серы.

Сероводород (H2S)

Последствия воздействия этого газа на органическую жизнь пока не совсем ясны науке, однако известно, что у человека он способен вызвать тяжелые отравления. В тяжелых случаях возникает угроза удушья, потеря сознания и паралич центральной нервной системы. При хроническом отравлении отмечается раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей. Запах сероводорода ощущается уже при концентрации его в воздухе в количестве 0,025 мл/м3.

Сероводород в выхлопных газах возникает при определенных условиях, причем, несмотря даже на наличие катализатора, и зависит от содержания серы в топливе.

Аммиак (NH3)

Вдыхание аммиака приводит к раздражению дыхательных путей, кашлю, одышке и удушью. Также аммиак вызывает воспаляющиеся покраснения на коже. Прямое отравление аммиаком случается редко, так как даже большие его количества быстро превращаются в мочевину. При прямом вдыхании большого количества аммиака функции легких зачастую нарушаются на долгие годы. Особенно опасен этот газ для глаз. При сильном воздействии аммиака на глаза могут наступить помутнение роговицы и слепота.

При определенных условиях аммиак может образоваться даже в катализаторе. В то же время аммиак оказывается полезен в качестве восстановителя для катализаторов SCR.

Сажа и частицы

Сажа — это чистый углерод и нежелательный продукт неполного сгорания углеводородов. Причиной образования сажи является недостаток кислорода при сгорании или преждевременное охлаждение сжигаемых газов. Частицы сажи часто связываются с несгоревшими остатками топлива и моторного масла, а также воды, продуктов износа деталей двигателя, сульфатов и пепла. Частицы сильно отличаются друг от друга по форме и размеру.

В таблице показана классификация и размеры частиц. Наиболее часто при работе двигателя образуются частицы диаметром около 100 нанометров (0,0000001 м или 0,1 мкм); такие частицы способны естественным путем попадать в легкие человека. При агглютинации (склеивании) частичек сажи друг с другом и другими компонентами масса, количество и распределение частиц в воздухе могут значительно меняться. Основные компоненты частиц представлены на рисунке.

Читайте также:  Где находится фильтр салона на Пежо 307 фото и схема

Рис. Основные компоненты частиц

Благодаря своей губчатой структуре частички сажи могут захватывать как органические, так и неорганические вещества, образующиеся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя. В результате масса частичек сажи может возрасти в три раза. Это будут уже не отдельные частички углерода, а правильной формы агломераты, образующиеся вследствие молекулярного притяжения. Размер таких агломератов может достигать 1 мкм. Выбросы сажи и других частиц особенно активно происходят при сгорании дизельного топлива. Эти выбросы считаются канцерогенными. Опасные наночастицы представляют количественно большую долю частиц, но по массе составляют лишь небольшой процент. По этой причине предлагается ограничивать содержание частиц в ОГ не по массе, а по количеству и распределению. В перспективе предусмотрено дифференцирование между размером частиц и их распределением.

Выбросы частиц при работе бензиновых двигателей на два-три порядка ниже, чем при работе дизельных двигателей. Тем не менее, данные частицы обнаруживаются даже в выхлопе бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива. Поэтому есть предложения по ограничению предельного содержания частиц в отработавших газах автомобилей. Сублимация — непосредственный переход вещества из твердого состояния в газообразное, и наоборот. Сублиматом называют твердый осадок газа при его охлаждении.

Мелкая пыль

При работе двигателей внутреннего сгорания образуются также особо мелкие частицы — пыль. Она состоит главным образом из частиц полициклических углеводородов, тяжелых металлов и соединений серы. Часть фракций пыли способна проникать в легкие, другие фракции в легкие не проникают. Фракции размером более 7 мкм менее опасны, так как отфильтровываются собственной системой фильтрации человеческого организма.

Различный процент более мелких фракций (менее 7 мкм) проникают в бронхи и легочные пузырьки (альвеолы), вызывая локальное раздражение. В области легочных пузырьков растворимые компоненты попадают в кровь. Собственная система фильтрации организма справляется не со всеми фракциями мелкой пыли. Атмосферные пылевые загрязнения называют также аэрозолями. Они могут быть в твердом или жидком состоянии и в зависимости- от размеров могут иметь различный период существования. При движении мельчайшие частички могут соединяться в более крупные с относительно стабильным периодом существования в атмосфере. Такими свойствами в основном обладают частицы диаметром от 0,1 мкм до 1 мкм.

При оценке образования мелкой пыли в результате работы автомобильного двигателя следует отличать эту пыль от пыли, образующейся естественным путем: пыльцы растений, дорожной пыли, песка и многих других веществ. Нельзя недооценивать и такие источники мелкой пыли в городах, как износ тормозных колодок и шин. Так что выхлопы дизельных двигателей — не единственный «источник» пыли в атмосфере.

Синий и белый дым

Синий дым возникает во время работы дизельного двигателя при температуре ниже 180°С из-за мельчайших конденсирующихся капелек масла. При температуре выше 180°С эти капельки испаряются. Несгоревшие углеводородные компоненты топлива участвуют в образовании синего дыма и при температурах от 70°С до 100°С. Большое количество синего дыма указывает на большой износ цилиндропоршневой группы, стержней и направляющих втулок клапанов. Слишком поздно выставленное начало подачи топлива также может быть причиной образования синего дыма.

Белый дым состоит из водяного пара, возникающего во время сгорания топлива и становящегося заметным при температуре ниже 70°С. Особенно характерно появление белого дыма у форкамерных и вихрекамерных дизелей после холодного запуска. Причиной белого дыма являются также несгоревшие углеводородные компоненты и конденсаты.

Углекислый газ (СO2)

Углекислый газ — это бесцветный, негорючий, кисловатый на вкус газ. Иногда его ошибочно называют угольной кислотой. Плотность СO2 примерно в 1,5 раза выше плотности воздуха. Углекислый газ является составной частью выдыхаемого человеком воздуха (3-4%) При вдыхании воздуха, содержащего 4-6% СO2, у человека возникают головные боли, шум в ушах и учащение сердцебиения, а при более высоких концентрациях СO2 (8-10%) наступают приступы удушья, потеря сознания и остановка дыхания. При концентрации более 12 % наступает смерть от кислородного голодания. К примеру, горящая свеча тухнет при концентрации СO2 8-10% по объему. Хоть углекислый газ и относится к удушающим веществам, но как компонент выхлопа двигателя не считается ядовитым. Проблема в том, что углекислый газ, как показано на рисунке, значительно способствует глобальному парниковому эффекту.

Рис. Доля газов в парниковом эффекте

Вместе с ним развитию парникового эффекта способствуют метан, закись азота (веселящий газ, оксид диазота), фторуглеводороды и гексафторид серы. Углекислый газ, водяной пар и микрогазы влияют на радиационный баланс Земли. Газы пропускают видимый свет, но поглощают тепло, отражаемое от земной поверхности. Без этой теплозадерживающей способности средняя температура на поверхности Земли была бы около -15°С.

Это называется природным парниковым эффектом. При увеличении концентрации микрогазов в атмосфере растет доля поглощаемого теплового излучения и возникает дополнительный парниковый эффект. По оценкам экспертов, к 2050 году средняя температура на Земле вырастет на +4°С. Это может привести к повышению уровня моря более чем на 30 см, вследствие чего начнут таять горные ледники и полярные ледяные «шапки», изменится направление морских течений (в том числе Гольфстрима), изменятся воздушные потоки, а моря затопят огромные пространства суши. Вот к чему может привести парниковые газы, образующиеся при деятельности людей.

Суммарные антропогенные выбросы СO2 составляют 27,5 млрд т в год. При этом Германия относится к крупнейшим источникам СO2 в мире. Энергетически обусловленные выбросы СO2 составляют в среднем около миллиарда тонн в год. Это около 5% всего производимого в мире СO2. Средняя семья из 3 человек в Германии производит в год 32,1 т СO2. Выбросы СO2 можно уменьшить только путем снижения расхода энергии и топлива. Пока энергия добывается путем сжигания ископаемых носителей проблема образования чрезмерного количества углекислого газа будет сохраняться. Поэтому срочно необходим поиск альтернативных источников энергии. Автопромышленность интенсивно работает над решением этой проблемы. Однако бороться с парниковым эффектом можно только в глобальном масштабе. Даже если в пределах ЕС будет достигнут большой прогресс в снижении выбросов углекислого газа, в других странах в ближайшие годы может, напротив, произойти значительный рост количества выбросов. США с большим отрывом лидируют в производстве парниковых газов, как в абсолютном выражении, так и в пересчете на душу населения. Имея долю в населении Земли всего 4,6%, они производят 24% мировых выбросов углекислого газа. Это примерно вдвое больше, чем в Китае, доля которого в населении Земли составляет 20,6%. 130 миллионов автомобилей в США (это меньше 20% от общего числа автомобилей на планете) производят столько же углекислого газа, сколько вся промышленность Японии — четвертой страны в мире по выбросам СО2.

Без дополнительных мер по защите климата глобальные выбросы СО2 вырастут к 2020 году на 39% (относительно 2004 г.) и составят 32,4 млрд т в год. Выбросы углекислого газа в США в ближайшие 15 лет увеличатся на 13% и превысят 6 млрд т. В Китае следует ожидать увеличения выбросов СO2 на 58%, до 5,99 млрд т, а в Индии — на 107%, до 2,29 млрд т. В странах ЕС, напротив, прирост составит лишь около одного процента.

Читайте также:  Как сделать щелочную воду объясните 5 здоровых методов Выживание в дикой природе

Что делать при отравлении выхлопными газами

Воздух в мегаполисах активно загрязняют различные промышленные предприятия и автотранспорт. В среднем каждая машина за один день выбрасывает в атмосферу примерно 1 кг токсичных соединений. Некоторые из этих веществ сохраняются в окружающей среде до четырех лет. Вред от выхлопов автомобиля ощущают все жители крупных городов, не только водители авто, но и пешеходы. Выхлопной газ особенно опасен для детей, беременных женщин, пожилых людей.

Вред продуктов сгорания автомобильного топлива для окружающей среды сейчас активно обсуждается экологами во всем мире, но пока безопасного горючего не изобрели. Каждый сам должен заботиться о здоровье — своем и своих близких. Для этого нужно знать, какие симптомы возникают при отравлении выхлопными газами, какие болезни может спровоцировать их постоянное воздействие.

  1. Состав выхлопных газов
  2. Воздействие выхлопных газов на организм
  3. Острое отравление
  4. Первая помощь
  5. Лечение интоксикации
  6. Последствия отравления

Состав выхлопных газов

Чтобы понять, как газы, образующиеся при сгорании бензина, влияют на окружающую среду и здоровье человека, рассмотрим их состав.

Состав выхлопных газов – это сочетание более 200 различных веществ, потенциально вредных для человеческого организма.

Наиболее вредные компоненты:

  • Окись углерода, или угарный газ, СО. Выброс СО автомобилем в сутки составляет от 200 мг/м3 до 500 мг/м3. Угарный газ опасен своей способностью замещать кислород в эритроцитах, вследствие чего нарушается клеточное дыхание и развивается гипоксия тканей.
  • Оксид азота – соединение, наиболее опасное для человека. На его долю в выхлопах автомобиля приходится до 90%. Попадая в воздух, газ преобразуется в диоксид азота (NO2). Затем он проникает в дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, другие системы. Во влажной среде из этого вещества образуется азотная кислота (HNO3), которая разрушительно действует на организм.
  • Сернистый ангидрид – бесцветный газ – вызывает раздражение, затем воспаление верхних дыхательных путей.
  • Углеводородная смесь – опасные соединения с доказанной канцерогенной активностью.
  • Свинец – тяжелый металл, обладающий канцерогенными свойствами. Попадая в организм, соли свинца накапливаются во внутренних органах.

Кроме этих веществ, в состав газов входят соли других тяжелых металлов, альдегиды, бензпирен, сажа.

Воздействие выхлопных газов на организм

Негативное влияние отработанных газов на здоровье человека проявляется иногда в острой форме, но чаще — постепенно. Вредные выбросы автомобиля воздействуют на всех городских жителей. Но наибольшему риску подвергаются те, чья профессиональная деятельность связана с обслуживанием, ремонтом транспорта и те, кто много времени проводит за рулем (более 3-4 часов в сутки).

Продукты сгорания топлива воздействуют сразу на несколько систем организма:

  • дыхательную;
  • сердечно-сосудистую;
  • нервную;
  • репродуктивную.

Автомобильные выхлопы обладают канцерогенным эффектом, проведенные исследования доказывают, что их длительное воздействие увеличивает риск развития злокачественных новообразований.

Наибольший вред выхлопные газы наносят дыхательной системе. Постоянное раздражение слизистых оболочек носо- и ротоглотки вызывает их хроническое воспаление. Попадание токсичных веществ в бронхи и легкие становится причиной развития бронхиальной астмы, бронхита, эмфиземы легких.

Сердечно-сосудистая система страдает из-за гипоксии и общего отравляющего действия газов. У человека может развиться одышка, стенокардия, хроническая сердечная недостаточность, тромбоэмболия. Увеличивается риск возникновения инфаркта миокарда.

Недостаток кислорода, влияние угарного газа и тяжелых металлов на нервную систему становятся причиной повышенной возбудимости, нарушений сна, мигрени. В дальнейшем это увеличивает риск инсульта, деменции.

Острое отравление

Выхлопные газы приносят вред здоровью не только в долгосрочной перспективе, но и в виде острой интоксикации. Так, отравление угарным газом может возникнуть при работе в закрытом помещении с работающей машиной, при длительном пребывании в пробке или даже просто от нахождения рядом с автомагистралью. Чаще всего острое отравление встречается у детей дошкольного, младшего школьного возраста, беременных женщин и лиц, страдающих заболеваниями дыхательной системы, сердца и сосудов.

Заподозрить острую интоксикацию можно, если появились:

  • одышка;
  • головная боль и головокружение;
  • раздражительность, плаксивость, резкое чувство усталости, слабости;
  • кашель;
  • тошнота;
  • тахикардия;
  • потемнение в глазах;
  • сонливость.

При легком отравлении автомобильными газами ощущается слабость, сонливость, головная боль, головокружение. Более тяжелая интоксикация проявляется нарушением сознания, побледнением кожных покровов, изменениями артериального давления и тахикардией.

Первая помощь

Первое, что нужно сделать при отравлении выхлопными газами, — это вывести пострадавшего на свежий воздух или увести подальше от места скопления автомобилей.

Затем его нужно уложить на горизонтальную поверхность, обязательно подложив что-то под голову и грудь, — это необходимо для облегчения дыхания. Допустимо и полусидячее положение, если человеку так легче.

При развитии обморочного состояния нужно постараться привести пострадавшего в чувство с помощью вдыхания паров нашатырного спирта.

При появлении симптомов начинающегося отека легких (нарастающей одышки и кашля) на все конечности пациента накладывают жгуты, чтобы замедлить поступление в легкие токсичных веществ, растворенных в крови.

Если вы подозреваете, что человек отравился не только выхлопными парами, но и парами бензина, алгоритм оказания первой помощи остается таким же.

Улучшить самочувствие пострадавшего поможет теплое одеяло, чай или любой другой горячий напиток.

Лечение интоксикации

Лечение отравления от выхлопных газов проводится в стационаре.

  1. Инъекции Кордиамина, Строфантина и других препаратов, обеспечивающих нормальное функционирование сердечно-сосудистой системы
  2. Очищение дыхательной системы – при необходимости применяют искусственную вентиляцию легких, дают пациенту дышать чистым кислородом.
  3. Дезинтоксикационную терапию – для выведения отравляющих веществ из организма используют антидоты и мочегонные, внутривенное капельное введение глюкозы, физраствора.
  4. Инъекции кортикостероидов (Преднизолона) помогают предотвратить развитие отека легких.

В зависимости от состояния больного применяют симптоматическое лечение. При необходимости проводятся гемосорбция, плазмаферез.

Последствия отравления

Последствия отравления газами делятся на ранние и поздние. В раннем восстановительном периоде высок риск развития отека легких, сердечной недостаточности или комы.

В последующем у больного могут развиться хронические заболевания дыхательной или пищеварительной системы, печеночная и почечная недостаточность, обострение имеющихся хронических заболеваний. Повышается риск развития заболеваний головного мозга и злокачественных новообразований.

До сих пор точный вред здоровью населения, наносимый автомобилями, не был полностью исследован и оценен. Но вред газов, образующихся при сгорании топлива, для здоровья человека очевиден: в крупных городах ежедневно регистрируются случаи смерти от отравления.

Чтобы уменьшить влияние автомобильных газов на окружающую среду и здоровье человека, предлагается:

  • Уменьшить количество транспорта, использующего продукты нефтепереработки в качестве топлива. Альтернативные варианты топлива пока не стали популярными, но их использование может в несколько раз уменьшить влияние выхлопных газов на экологию и здоровье населения.
  • Использование качественного топлива – чем чище бензин, тем меньше вредных веществ в выхлопах автомобиля.
  • Применение нейтрализаторов отработанных газов. Оснастив таким устройством каждый личный автомобиль, можно снизить степень загрязнения атмосферы.

Индивидуальные меры защиты здоровья заключаются в соблюдении техники безопасности при работе в гараже с включенным автомобильным двигателем. Пешеходам следует выбирать маршруты передвижения в стороне от улиц с большим количеством автотранспорта.

Ссылка на основную публикацию
Что такое Launch Control и как он работает
Старт с ланча что это Лонч (launch) – маркетинг-менеджмент запуска нового продукта. Лонч - выпуск на рынок нового продукта, сопровождающийся...
Что лучше Ниссан Террано или Рено Дастер сравнение и отличия братьев-близнецов
Сравнение Renault Duster и Nissan Terrano в чем отличия, что лучше Внешний вид Ниссан Террано внешне похож на Рено Дастер,...
Что лучше новая Лада или подержанная иномарка
Иномарка с пробегом или новая отечественная Лада Мои читатели меня просят высказать мнение на вопрос выбора автомобиля. Рынок автомобилей переполнен,...
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе
Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе Всем привет. Автономность работы ноутбука, мобильного телефона, источника бесперебойного питания -зависит от параметра аккумулятора,...
Adblock detector