Где нужно хранить огнетушитель в авто, чтоб не получить штраф
Огнетушитель – переносное устройство, которое в обязательном порядке должно находиться в автомобиле наряду с другими средствами безопасности. О нем должен помнить каждый водитель, выбрав надежную модель (порошковый или углекислотный) и разместив в салоне авто.
Есть ли ответственность по закону за неправильное хранение огнетушителя?
Практически у каждого водителя огнетушители хранятся в багажнике авто. Однако согласно ПДД, устройство для тушения огня должно находиться в непосредственной близости от водителя, чтобы при необходимости можно было беспрепятственно воспользоваться им. Естественно, что устройство подлежит прочному закреплению в салоне с помощью специальных креплений.
В незакрепленном состоянии оно будет представлять опасность для водителя и пассажиров.
Огнетушитель – необходимое средство безопасности, потому обязательно должен находиться в автомобиле. При фиксировании его отсутствия водитель привлекается к админответственности по ст. 12.5 КоАП РФ, (неисправность автомобиля), когда передвижение на транспортном средстве запрещено. На усмотрение сотрудника Госавтоинспекции будет сделано предупреждение или выписан штраф.
Имеет ли право гаишник проверить местонахождение огнетушителя?
Водитель должен помнить о местонахождении огнетушителя в транспортном средстве и при досмотре автомобиля обязан его предъявить сотруднику Госавтоинспекции.
Однако следует помнить, что досмотр должен проводиться в присутствии двух свидетелей, фиксируя на видео весь процесс, с дальнейшим составлением протокола.
При этом, если устройство для тушения огня будет извлечено из багажного отделения авто или будет выявлено его отсутствие, то водителя непременно ждут штрафные санкции в размере 500 руб.
При неудобстве хранения огнетушителя в тесном салоне и отсутствии специальных крепежей (хомутов) существует альтернативное устройство – карманные огнетушители, которые легко размещаются в кармане двери.
Как избежать штрафа
В случае остановки автомобиля с целью его досмотра инспектором ГИБДД, следует вести себя вежливо и четко отвечать на поставленные вопросы.
Многие сотрудники Госавтоинспекции, пользуясь неопытностью или малой осведомленностью автоводителей, проводят досмотр, требуя предъявления средств безопасности, не соблюдая положенную процедуру с привлечением свидетелей, с видеофиксацией и протокольной формой.
Стоит напомнить должностным лицам, что своими действиями они нарушают требования законодательства и подпадают под статью 19.1 КоАП (Самоуправство).
Поэтому знание законодательной базы, а также вежливое отношение к сотруднику Госавтоинспекции поможет справиться со сложившейся ситуацией и отделаться предупреждением, избежав штрафа.
Соблюдение требований Правил дорожного движения, в том числе в части использования средств безопасности, – залог безопасного передвижения на дорогах, а также сохранности человеческих жизней.
Как смастерить надежные кронштейны для автомобильного огнетушителя своими руками
Правила дорожного движения предусматривают наличие огнетушителя в каждом автомобиле. Он обязательно должен находиться в доступном для водителя месте и быть закреплен на специальном кронштейне. Однако далеко не все модели автомобильных огнетушителей оборудованы подобными креплениями. Данный факт вынуждает многих автомобилистов изготавливать их своими руками. О том, как это правильно сделать, мы сейчас и расскажем.
Наиболее удобный вариант кронштейна представляет собой конструкцию, внешне напоминающую лоток. Огнетушитель в ней с торцов удерживается дополнительными пластинами. Они предотвратят его смещение в случае резкого торможения или ДТП. Для создания подобной конструкции, мастеру понадобится стальная полоса шириной 20 мм, кусок ремня от старой спортивной сумки, обрезок пластиковой трубы, болгарка, молоток, тиски и электрическая дрель.
Вначале измеряют длину и диаметр корпуса глушителя. Затем от металлической полосы отрезают две заготовки. Их зажимают в тисках, после чего используя мускульную силу и молоток, изгибают края. В результате детали должны приобрести П-образную форму. Затем из металлической полосы изготавливают три поперечины и соединяют ими боковины. Элементы скрепляют сваркой или короткими болтами. По завершении этой операции кромки деталей и сварные швы тщательно шлифуют болгаркой или электрическим наждаком.
На следующем этапе берут отрезок пластиковой канализационной трубы, подобранной по диаметру огнетушителя и разрезают его вдоль. Одну из получившихся частей используют в качестве ложемента. Его прикручивают к металлическому каркасу болтами с полукруглыми головками.
Надежную фиксацию огнетушителя обеспечивают при помощи ремней от старой спортивной сумки. Они изготавливаются из синтетического материала и обладают достаточной прочностью. Ремни должны быть такой длины, чтобы их концы соединялись между собой с нахлестом с в 8-10 см. Перед установкой на ремни нашивают ленту липучку. Потом их крепят к кронштейну за середину, используя болты с широкими шайбами.
Теперь проверяют работоспособность конструкции. Для этого в нее укладывают огнетушитель и пристегивают ремнями. Если все нормально, то кронштейн полностью разбирают. Металлические части окрашивают несколькими слоями эмали. После ее полной просушки изделие вновь собирают. В завершении работ кронштейн прикручивают на выбранное место в салоне автомобиля.
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра
Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.
Нужен ли огнетушитель в машине по закону
Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.
Требования к огнетушителю
Какой объем огнетушителя должен быть
Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).
Объем не ниже (л)
Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)
Сколько огнетушителей должно быть
Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.
В легковом автомобиле
Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.
В грузовом автомобиле
Для грузовых ТС потребуется:
-
для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);
грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;
В автобусе
Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.
Срок годности для техосмотра (лет)
Годность заряда и перезарядка (не реже)
Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.
Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.
Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):
-
арабские цифры – год выпуска;
Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.
Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.
Штраф за отсутствие огнетушителя
В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.
Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный
Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:
-
сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;
сохранение работоспособности при от -30 до +50 °С;
рекомендовано изготовителем для транспортных средств;
машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;
Углекислотные ОУ
Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.
-
классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
ОТВ проникает внутрь оборудования;
нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
-
слабо или вообще не тушат:
-
твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
более высокая стоимость;
давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
отдача – баллон может вырвать с рук;
Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.
Порошковые ОП
ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.
ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).
-
тушит больше классов пожара;
длинная струя (до 6 м);
работает при -50 °С;
неприхотливость: хранится в любом положении;
ухудшает видимость, создавая пылевое облако;
огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;
порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;
Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.
Аэрозольные ОА
Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:
ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.
ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:
-
пена проводит электричество;
ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
Как выбрать огнетушитель в машину
Рекомендации по выбору:
манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
действительный по сроку годности;
есть пломба, чека;
присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
корпус без коррозии с толстой цельной краской;
Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.
Где должен находиться огнетушитель в машине
Правила по размещению средств пожаротушения в автомобилях:
-
исключаются места с возможностью нагрева свыше +50 °С;
автобусы и грузовики: один – кабина, второй – салон, кузов;
грузовики с опасными грузами и больше 7,5 т: один – на шасси, второй – в кузове (цистерне);
в кабине место расположения – легкодоступное, без преград, близко к водителю, не под капотом;
Нельзя держать автомобильные огнетушители внутри багажника, на кузове, за исключением:
-
если изделий больше предусмотренного минимума. Пример: для легкового автомобиля поместить один в доступном месте внутри салона (под сиденьем), второй – в багажнике;
если это позволено (автобусы, грузовые ТС);
Как закрепить огнетушитель
Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.
Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.
Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.
Как пользоваться огнетушителем в машине
Алгоритм приведения в действие:
-
Сорвать пломбу и ограничитель.
Держать корпус вертикально.
Желательно подойти с наветренной стороны.
Направить раструб на очаг.
Предостережения для углекислотных огнетушителей :
держать за ручку, а не за раструб, поскольку струя с температурой -70 °С. Помимо этого, сопло может проводить электричество;
-
с переднего края возгорания вглубь;
сверху вниз – сначала под автомобилем;
тушить горящую поверхность, а не само пламя;
снять клеммы аккумулятора во время пожара, если это возможно, после гашения – обязательно. Способы: не токопроводящими специальными или подручными устройствами, перекусив кусачками провода;
использовать толстые хлопчатобумажные (не синтетические) или огнеупорные перчатки;
если пламя или дым вырывается из капота, тушить через щели. Затем открыть крышку, но с осторожностью, поскольку огонь может вырваться;
если есть угроза взрыва бензобака – прекратить тушение и отойти;
прикрываться дверьми, крышкой багажника, капота от огня;
ОТВ расходовать экономно, краткими нажатиями на пуск 1 – 1,5 сек.;
оставить немного огнетушащего вещества и проверить, нет ли возможных мест появления пламени;
Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.