Тахограф на какие транспортные средства он ставится в 2020 году

Тахограф на автомобиль

Действующие нормативы предписывают устанавливать тахограф на автомобиль, если машина используется при перевозке грузов или пассажиров. При этом бортовой контрольный прибор должен соответствовать нормативам, действующим в РФ, а его установка должны выполняться в специализированной мастерской.

Законодательное регулирование всех аспектов, связанных с установкой и использованием тахографов, касается в первую очередь автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках — грузовых либо пассажирских. Оснащать контрольным устройством машину, которая находится в частной собственности, тоже можно — но на добровольной основе по личной инициативе владельца.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф?

Обязательное оснащение автомобилей тахографами, законодательно закрепленное в последние несколько лет в РФ, призвано улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах. Такие приборы фиксируют время, проведенное водителем за рулем, во избежание излишней усталости при работе без отдыха. До внедрения цифровых самописцев переработки (превышение рекомендованного непрерывного времени вождения) были распространены повсеместно, и в результате переутомления водители чаще попадали в ДТП.

Чтобы снизить аварийность, и получить эффективный инструмент для контроля рабочего режима, были приняты постановления об обязательном оснащении тахографами автомобилей из категорий:

  • N2 и N3 — грузовиков, в том числе перевозящих опасные грузы.
  • М2 и М3 — автобусов и микроавтобусов, оборудованных для перевозки пассажиров (в салоне должно быть 8 и более посадочных мест, исключая место водителя).

К первой группе также относятся самосвалы и краны-манипуляторы на грузовых шасси. Ранее некоторые транспортные средства такого типа попадали в список исключений, но сегодня оснащать их бортовыми самописцами нужно обязательно.

В отношении автобусов требования к оснащению тахографами тоже ужесточались постепенно. Действовавшие ранее приказы Минтранса Российской Федерации № 36 и № 273 (оба были приняты в 2013 году) исключали из перечня ТС для обязательной установки самописцев городские и пригородные маршруты.

Приказ № 227 от 26 июля 2017 внес изменения в эти нормативы. Потому с 1 июля 2018 года цифровые контрольные приборы должны стоять на всех пригородных автобусах. С 1.07.2019 обязательно нужно оснащать самописцами автобусы и микроавтобусы на городских маршрутах. Это требование касается не только рейсовых транспортных средств, но и техники, перевозящей пассажиров по заказу или использующейся для решения собственных задач предприятия (например, доставки рабочих).

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Срок установки тахографов

На какие автомобили тахограф не ставят?

В действующих нормативах есть список исключений. Если транспортные средства из указанных выше категорий (т.е. грузовики, автобусы и микроавтобусы) попадают в этот список, то устанавливать бортовой самописец на них не обязательно. Это касается в первую очередь ТС, принадлежащих государственным службам:

  • МВД.
  • ФСИН.
  • ФСБ.
  • МЧС.
  • Скорой Помощи.

Не нужно обрадовать контрольными приборами технику, принадлежащую Вооруженным Силам и Росгвардии. Требования об обязательной установке тахографа на автомобили не распространяется также на спецтехнику: бетононасосы, автокраны, передвижные лаборатории, трактора и т.д.

Кроме того, в список исключений попала вся техника, которая не эксплуатируется на дорогах общего пользования — спортивные автомобили, машины, применяемые при обучении вождению на полигонах либо площадках и т.д.

Нужен ли тахограф на личный автомобиль?

Устанавливать тахографы закон обязывает только индивидуальных предпринимателей и юридические лица — в том случае, если машина используется в коммерческой деятельности. На транспорт, который находится в личной собственности, требование об обязательной установке цифровых контрольных приборов не распространяется.

Здесь есть важный нюанс:

  • Если вы используете грузовик или автобус в личных целях (т.е. не для получения прибыли), то самописец на него не ставится (делать это можно, но по личной инициативе).
  • При этом у сотрудников контролирующих органов (ДПС или Ространснадзора) могут возникнуть подозрения о коммерческом характере вашей деятельности. В этом случае вам придется предъявлять доказательства, что перевозка не предполагает получения прибыли.
Читайте также:  Куда уходит антифриз из расширительного бачка

Если же проверяющие усмотрят признаки нарушения действующего законодательства то вам будет грозить сразу два наказания: за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и за эксплуатацию ТС без тахографа.

Обратите внимание! Если автомобиль находится в частной собственности, но управляет им предприниматель (например, при аренде техники), то установка тахографа и его использование при выполнении коммерческих рейсов будут обязательными.

Нормы работы водителя грузового автомобиля по тахографу

Тахограф, установленный на грузовом автомобиле, фиксирует все виды деятельности, которыми занимается водитель в ходе рабочей смены. Для этого в гнездо прибора устанавливается индивидуальная тахокарта, которая идентифицирует водителя и служит носителем для данных, фиксируемых прибором.

Смена режимов на тахографе («отдых» или «работа») чаще всего происходит полуавтоматически. Это значит, что водитель может сам выбирать нужный режим, но если на грузовике будет включено зажигание, то прибор автоматически будет засчитываться все время в качестве рабочего.

Временные промежутки, которые регистрируются самописцем, включают время непосредственного вождения, подготовку ТС к рейсу, обслуживающие работы (заправка, ремонт), операции с грузом и т.д. Также на тахографе фиксируются вынужденные простои — они не включаются во время отдыха водителя.

При выполнении коммерческого рейса водитель должен придерживаться таких норм:

  • Общее время вождения — не более 9 часов в день (до 10 часов не чаще 2 раз в неделю, до 8 часов – при работе в сложных условиях и гористой местности). Суммарно в неделю можно работать не более 56 часов, за 2 недели этот срок не должен превышать 90 часов.
  • Общая продолжительность рабочего времени (вождение + другие работы) — до 13 часов в день (до 15 часов не чаще 3 раз в неделю).
  • Максимальное время вождения без перерыва должно составлять 4 часа. После этого обязателен перерыв не короче 15 минут. Время перерыва на обед составляет от 30 минут. Если рабочий день водителя превышает 8 часов, то ему может быть предоставлено 2 перерыва суммарной длительностью до 2 часов
  • Выполнение других работ (заправка обслуживание, погрузка) на перерыве не допускается. Все это время на тахографе должен быть установлен режим «отдых».
  • Продолжительность непрерывного отдыха в рейсе составляет 11 либо 9 часов в сутки. Суммарно в неделю должно получаться не менее 45 часов (в ряде случаев допускается сокращение суммарного времени непрерывного отдыха до 36 либо 24 ч).

Соблюдение этих норм контролируется сотрудниками ДПС или Ространснадзора при проверке показаний тахографа на машине. Обнаруженное нарушение с высокой вероятностью станет причиной для штрафа (для водителя – до 3 тысяч рублей).

Кто должен устанавливать тахографы на автомобиль?

Оснащение автомобилей бортовыми самопишущими устройствами связано со значительными расходами. Сюда включают и стоимость самого прибора, и стоимость услуг по его установке и настройке. Желая хоть немного сэкономить, многие интересуются, можно ли установить прибор на автомобиль самостоятельно.

Увы, такой возможности нет. Причины следующие:

  • Тахографы, используемые в РФ, оснащаются блоком криптозащиты информации — СКЗИ/НКМ. Это устройство относится к категории криптографического оборудования, и работать с ним могут только организации, имеющие соответствующую лицензию ФСБ РФ.
  • При установке тахографа необходимо провести активацию модуля СКЗИ. Для этого используется автоматизированное рабочее место (АРМ), которое связывается с серверами ФБУ «Роставтотранс» по защищенному каналу, передает запрос на активацию и получает электронный цифровой ключ. Получить цифровую подпись для активации криптографического модуля тахографа иным способом невозможно.
  • Если тахограф будет подключен вне специализированной мастерской, то гарантия от производителя станет недействительной. Учитывая достаточно высокую цену устройств, такое развитие событие нежелательно.

Кроме того, монтаж прибора может потребовать выполнения трудоемких операций – замены датчиков скорости, подключения к бортовой сети с установкой предохранителей и т.д. Сделать это в кустарных условиях на нужном уровне качества практически невозможно.

Читайте также:  Схема советской зарядки АА-аккумуляторов Электроника-ЗУ04

От чего зависит стоимость тахографа на грузовой автомобиль?

Сократить расходы на оснащение машины самописцем за счет самостоятельного монтажа не получится. Поэтому владельцам ТС или руководителям транспортных компаний стоит заранее рассчитать нужные расходы.

Стоимость установки тахографа на грузовик включает:

  • Цену самого устройства. Она зависит от модели прибора и его функционала, а также от типа самописца (цены на тахографы ЕСТР и СКЗИ отличаются).
  • Цену комплектующих — короба или кронштейнов, установочного комплекта, внешних антенн, крепежа и т.д.
  • Стоимость услуг по активации криптографического модуля (для приборов с СКЗИ).
  • Стоимость услуг по установке, настройке и калибровке прибора.

Последний пункт определяется компанией, которая будет производить монтаж, на основе оценки трудоемкости процедуры.

Установив тахограф на автомобиль в сертифицированной мастерской, соблюдая правила его использования и придерживаясь норм рабочего времени, вы будете застрахованы от претензий со стороны контрольных органов. При этом соблюдение рабочего режима позволит избежать переутомления и снизит риск попадания в аварию.

АКТУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ШТРАФЫ

Кому нужно ставить тахографы

Транспортные средства, оснащенные аналоговыми контрольными устройствами (шайбами)

ТC, оснащенные цифровыми тахографами по ЕСТР на производстве до 1 апреля 2014 г.

Транспортные средства, оснащенные тахографами в сервисных центрах (мастерских) до 11 марта 2014 г., согласно Постановлению Правительства РФ №720 (цифровые тахографы РФ без СКЗИ)

Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами

Более детальную информацию о законодательстве и штрафах смотрите на специальной странице

  • Изменения по тахографам с 1 ноября 2019 года
  • Штрафы за отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года

Штрафы за отсутствие тахографов

ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА / НЕИСПРАВНЫЙ ТАХОГРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА
1 000 – 3 000 для водителей 1 000 – 3 000 для водителей
5 000 – 10 000 для должностных лиц 30 000 – 50 000 для юридических лиц

Законодательная база

пассажирские и грузовые троллейбусы;

автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;

транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.

Тахографы с 1 ноября 2019 года – что меняется в законе?

В России физически лица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн), обязаны будут установить и использовать тахографы с 1 ноября 2019 года. Закон уже подписан и опубликован, и это не единственное нововведение, предусмотренное законодателем для этой даты.

Расскажем подробнее, что из себя представляет законодательство тахографах, как принято называть Приказ Минтранса №36 о тахографах с изменениями на 2019-2020 год Полное наименование – Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Тахограф – что это такое?

Определение термина тахограф дано в законе о «О безопасности дорожного движения», принятом еще в 1995 году. С 1 ноября понятие тахографа, как прибора установленного на транспортном средстве (ТС), будет закреплено в ст. 2 ФЗ-196, в котором содержится перечень употребляемых в законе терминов.

Закон определяет данное устройство как техсредство контроля, используемое в целях регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, режиме работ и отдыха водителя, времени управления ТС. Регистрация информации должна производиться непрерывно, без возможности ее корректирования, в целях чего используются определенные устройства, отвечающие установленным в законе требованиям. По сути это самописцы.

В этой же ст. 20 ФЗ-196 установлено, что требования к устройствам устанавливаются Правительством РФ, так же как и категории ТС, для которых оно обязательно. Постановлением Правительства РФ №1213 последнее передало соответствующие полномочия Минтансу РФ. В результате этой цепочки можно выйти на приказ Минтранса 36 о тахографах, как основной нормативно-правовой акт в указанной сфере регулирования, который часто называют «законом о тахографах».

2019 год – законодательная база

Приведем актуальный список нормативно-правовых актов, на который можно ориентироваться при использовании тахографов:

  • ФЗ-196 от 10.12.1995г.;
  • Постановление Правительства РФ №1213 от 23.11.2012г.;
  • приказ Минтранса 36 от 13.02.2013 с изменениями на 2019 год;
  • приказ Минтранса РФ №273 от 21.08.2013г. (о порядке оснащения ТС самописцами);
  • КоАП РФ, где в ст. 11.23 указаны штрафы за нарушение правил, указанных в перечисленных выше документах.

В 2019 году важные изменения в законодательство о тахографах вносились с 1 января 2019 года. Приказ Минтранса 36 с этой даты не меняется, однако приказ №273 установил, что запрещено использовать аналоговые устройства в качестве тахографа, их необходимо заменить на цифровые с модулем СКЗИ. Блок средства криптографической защиты собираемой информации теперь должен обязательно присутствовать на устройстве, так как он хранит информацию в зашифрованном виде и препятствует возможной фальсификации данных.

Кто обязан использовать тахограф?

В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:

  • используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
  • используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
  • предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
  • предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).

Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).

Изменения с 1 ноября для физических лиц

Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:

  • ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
  • в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.

Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.

Изменения по размеру штрафов

Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года повышаются, изменения вносятся в ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – с диапазона от 1 до 3 тысяч рублей до диапазона 3-5 тысяч;
  • минимум санкции для должностных лиц увеличатся до 7 тысяч рублей (сейчас — 5 тысяч, максимум останется прежним — 10 тысяч).

Также введены штрафы для ИП – с 15 до 25 тысяч рублей, для организаций – с 25 тысяч до 50.

Последние новости: есть инициатива по переносу вступления правил для физлиц по установке тахоргофов на 2020 год. Минтранс предлагает внести изменения в ПДД, в том числе по режиму труда водителей.

Приказ Минтранса 36 от 13.02.2013 с изменениями на 2019-2020 год можно скачать здесь.

Ссылка на основную публикацию
Тахограф VDO DTCO 3283 — характеристики, особенности, инструкции
Настройка тахографа - Ответы на вопросы - ТАХОБАН Настройку тахографа не нужно путать с операцией калибровки (тарировки, юстировки и так...
Сход развал и диагностика фольксваген поло Автосервис — ремонт автомобилей
Сход-развал Фольксваген Поло седан в сети надежных автосервисов - АвтоВызов Как узнать развал самому ? Среднее положение достигается тогда, когда...
Сход развал своими руками не хуже стенда
База данных углов установки колес Программа Winalign содержит наиболее полную базу данных спецификаций углов установки колес автомобилей, что означает что...
Тахограф на какие транспортные средства он ставится в 2020 году
Тахограф на автомобиль Действующие нормативы предписывают устанавливать тахограф на автомобиль, если машина используется при перевозке грузов или пассажиров. При этом...
Adblock detector