Топливо на основе растительных масел

Биодизельное горючее Топливо расцвело!

В Европе все чаще говорят о необходимости использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Для автомобилей одним из таких источников является биодизельное топливо. Украина заявила о своем желании начать его производство.

В Европе все чаще говорят о необходимости использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Для автомобилей одним из таких источников является биодизельное топливо. Украина заявила о своем желании начать его производство.

Как и солярка, биодизельное горючее предназначено для применения в автомобилях с дизельными двигателями. Для перехода на его использование мотор или другие системы машины модернизировать не нужно.

Основным отличием биодизеля от обычного дизтоплива является его экологическая чистота. Отработавшие газы у автомобилей, «питающихся» таким горючим, по некоторым показателям на порядок чище, чем у работающих на солярке. Кроме того, биодизельное топливо (например, разлитое) полностью распадается на неагрессивные по отношению к окружающей среде компоненты. Это связано с тем, что его производят не из нефтепродуктов, а из растительного масла.

Биодизельное топливо уже получило распространение во многих странах Европы. К примеру, в год в Германии выпускается около 1 млн. 300 тыс. т, во Франции – 780 тыс. т, в Польше – 230 тыс. т. По желанию автовладельца на заправочных станциях биодизель могут заливать в бак автомобиля как в чистом виде, так и в качестве добавки (обычно 5% – 35%) к дизтопливу.

Технология производства

Для получения биодизельного топлива обычно используется рапсовое масло – оно самое дешевое из растительных. Но это горючее также можно делать из подсолнечного, кукурузного и любого другого масла-сырца. Процесс производства выглядит примерно так: сначала масло очищают, а затем в него добавляют метиловый спирт и катализатор (щелочь). В результате реакции переэтерификации получается смесь, которой дают отстояться. Легкие верхние фракции продукта и являются рапсовым метил-эфиром, или биодизельным топливом. Из каждой тонны рапса можно получить около 300 кг (30%) рапсового масла, а из него – порядка 270 кг биодизельного горючего.

Влияние на двигатель

Как показывают многочисленные исследования, использование биодизеля ресурс двигателя не снижает. В то же время рапсовое горючее более агрессивно по отношению к резиновым деталям автомобиля, чем обычная солярка. Поэтому, начиная с 1993 года, многие автопроизводители адаптируют соответствующие части автомобилей к биодизельному топливу. Кроме того, рапсовое горючее агрессивно по отношению к лакокрасочному покрытию кузова, так что если при заправке такое топливо попало на борт машины, его лучше сразу же удалить.

Экология стоит недешево

Сегодня далеко не все у нас готовы платить за экологию. Поэтому биодизель нужно продавать на АЗС не дороже, чем обычное дизтопливо, а то и дешевле. Как сообщили нам потенциальные производители этого горючего в Украине, по их расчетам, 1 литр биодизеля должен стоить примерно 1,5 грн. Теперь вернемся к нашей тонне рапсовых семян. Из нее получается 270 литров биодизельного топлива, продав которое по 1,5 грн. за литр, производитель получит 405 грн. Кроме того, отходами производства рапсового горючего являются глицерин (его можно использовать в фармакологии) и рапсовый жмых (корм для скота). С учетом этих составляющих, выручка при переработке 1 тонны рапсовых семян на биодизельное топливо составляет порядка 750 грн.

Рыночная стоимость тонны рапса в Украине составляет 270 долларов США (около 1500 грн.). То есть, чтобы поддерживать выпуск биодизельного топлива, государство должно предоставлять производителю дотацию из расчета 750 гривен на каждую тонну рапса. Скорее всего, в украинском бюджете такие деньги найдутся не скоро.

1 га растущего рапса может поглощать до 20 тонн углекислого газа за сезон.

Впрочем, можно посчитать и по-другому. Себестоимость рапсовых семян составляет порядка 550 – 700 грн. Так что если производители сами будут выращивать сырье (а именно так они и планируют делать), дотации из бюджета можно уменьшить. Как сообщили нам в Минагрополитики, при таком раскладе будет достаточно компенсаций на уровне 10 – 15% стоимости горючего. Это означает, что при продаже каждых 50 тыс. тонн биодизеля по цене 1,5 грн. за литр и дотациях на уровне 15% наш бюджет будет терять 11,25 миллиона гривен.

Читайте также:  Седаны с полным приводом и высоким клиренсом

Кто оплатит льготы?

Если перевести расчеты Минагрополитики на «язык» автомобилиста, то при расходе биодизеля 7,5 л на 100 км и цене 1,5 грн. за литр стоимость одного километра пробега составит 11 копеек. А из них 1,7 копейки на километр нужно будет дотировать из бюджета. Впрочем, никто и не сомневался, что экология стоит недешево. В Европе такое производство тоже убыточно, и правительства многих стран дают всевозможные налоговые льготы и дотации производителю.

Отходами производства рапсового масла можно кормить животных. Неочищенное биодизельное топливо также можно использовать в качестве печного топлива, а глицерин, который получается в результате очистки, – в фармакологии. Кроме того, при производстве биодизеля можно получать фосфорные удобрения.

Кроме того, в некоторых странах автомобилистам, машины которых работают на биодизеле, разрешен бесплатный въезд в те места, куда на других машинах пускают только за плату. Сельскохозяйственные предприятия, выращивающие рапс, также имеют налоговые льготы и бонусы. В частности, в Германии фермер за каждый засеянный рапсом гектар земли получает 350 евро.

Рапс на экспорт

Впрочем, выращивание рапса в нашей стране имеет весьма серьезные экономические перспективы. Представитель Украины при Европейском союзе Роман Шпек в газете «Урядовый Курьер» пишет, что если выпуск биодизельного топлива развернется в полную силу, Украина сможет на треть уменьшить импорт энергоресурсов. Это, в свою очередь, означает снижение экономической и политической зависимости от поставщиков нефти. Кроме того, рынок биотоплива в Европе сегодня развивается чрезвычайно активно. А сельскохозяйственный потенциал Украины позволит стране заявить о себе как об одном из крупнейших игроков на этом рынке. То есть мы сможем экспортировать и сам рапс, и биодизельное топливо.

Законодательство

Три года назад Европейская комиссия в своем коммюнике предложила странам – членам ЕС к 2020 году заменить пятую часть нефти, которую потребляет транспортный сектор, альтернативными видами горючего. С 2009 года все страны объединенной Европы будут обязаны выпускать и потреблять биодизельное топливо.

В 2003 году вышел Указ Президента Украины «О мероприятиях относительно развития производства топлива из биологического сырья». В нем говорится о необходимости разработать программу производства биологического дизельного топлива для «снижения зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов, обеспечения развития агропромышленного комплекса и улучшения экологической ситуации». Указ предлагает разрабатывать программу с учетом действующих директив ЕС, касающихся использования биодизельного топлива. Следовательно, у нас есть шанс, что уже в ближайшие несколько лет на отечественных автозаправках появятся колонки с надписью «биодизель».

Владимир Семенов
К. т. н., доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания Национального технического университета «ХПИ» г. Харькова

Теплота сгорания биодизельного топлива уступает этому показателю у дизельного – 37,2 МДж/кг против 42,5 МДж/кг (-10%). Поэтому мощность двигателя, работающего на биодизеле, снижается в среднем на 7%, а расход топлива повышается примерно на 5 – 8%.

Что же касается выброса в атмосферу вредных веществ, то биодизель значительно чище, чем солярка. Так, он «чадит» сажей на 50%, СО – на 10 – 12%, СН – на 20% меньше, чем обычное дизтопливо. Серы в выхлопе ничтожно мало – 0,005 – 0,05% против 0,2 – 0,5% у солярки. Этот показатель дает возможность устанавливать нейтрализаторы отработавших газов, что позволит еще больше снизить количество выбрасываемых токсичных компонентов.

Из-за высокого содержания кислорода в биодизельном топливе (10%) в отработавших газах автомобиля больше окислов азота. Но этот показатель снижается до нормы после соответствующих настроек топливной системы (за счет уменьшения угла опережения впрыскивания топлива). Кстати, при помощи регулирования топливной системы можно практически полностью восстановить и мощность мотора.

Анатолий Данчук
Заместитель начальника департамента технической политики Министерства аграрной политики Украины

Министерство занимается разработкой программы производства биодизельного топлива. Она будет подготовлена к концу 2004 года. Один из главных пунктов программы касается государственной поддержки производителей биодизеля. Снизить цену и сделать его выпуск рентабельным можно только за счет дотаций государства и налоговых льгот производителю. Механизм привлечения этих денег мы пока не определили.

Читайте также:  Прокачать или заменить тормозную жидкость в системе торможения на Фольксваген Пассат B3 без помощник

Борис Кравец
Директор киевского коммунального научно-производственного предприятия «Кавитрон»

Для запуска нашего проекта, позволяющего производить рапсовое топливо, необходимы инвестиции в размере 5 млн. гривен. Эта сумма намного меньше затрат, связанных со строительством нового предприятия. Сейчас уже начат монтаж оборудования для выпуска первой партии топлива на площадях киевского завода «Радикал». Его начальная мощность составит 10 тыс. тонн в год с возможностью наращивания в дальнейшем. Если завод будет выпускать около 50 тыс. тонн биодизеля в год, он станет рентабельным. Сейчас мы ищем инвесторов, способных вложить в данный проект деньги.

На биодизельное топливо в первую очередь есть смысл перевести общественный транспорт. Это сразу улучшит экологическую ситуацию в столице и других крупных городах Украины. В частности, мы собираемся провести переговоры о переводе на такое горючее автомобилей столичного коммунального предприятия «Киевпастранс».

Владимир Павлюченко
Директор ООО НПО «Бионафта»

Учредителем нашей компании является предприятие «Укррапс», созданное при Минагрополитики для развития рапсоводства в Украине. Мы занимаемся подготовкой производства биодизельного топлива. Сейчас ведутся переговоры с чешской компанией «Сетуза», которая предлагает каскадное строительство. Ее проект предусматривает сначала возвести завод производственной мощностью в 50 – 60 тыс. тонн горючего в год, а позже довести выпуск до 100 тыс. тонн в год. Стоимость работ по строительству и запуску первой очереди предприятия составит около $33 млн.

Также мы ведем переговоры с австрийской компанией, которая, кроме строительства завода, предложила нам для исследовательских целей опытную установку по производству биодизельного топлива. По нашим планам, все вышеперечисленные проекты будут реализовываться за счет иностранных инвесторов.

1 га растущего рапса может поглощать до 20 тонн углекислого газа за сезон.

Отходами производства рапсового масла можно кормить животных. Неочищенное биодизельное топливо также можно использовать в качестве печного топлива, а глицерин, который получается в результате очистки, – в фармакологии. Кроме того, при производстве биодизеля можно получать фосфорные удобрения.

Светлана Скрипка
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Там другой подход к биодизелю»: почему рапсовое масло из Башкирии востребовано в Европе

Органическое топливо из пищевых масел с каждым годом становится популярнее во всем мире. Чишминский маслозавод уже второй год производит рапсовое масло, но не для российских автомобилистов – продукт в полном объеме экспортируется за границу. О технологии производства рапсового масла и о том, почему оно не востребовано в России – в материале корреспондента БСТ.

Звук сирены и автоматический пробоотборник опускается в тонны рапсового сырья. На заводе в Чишмах производство масла из этой культуры доведено до автоматизма. Впервые переработку рапса здесь запустили в 2018 году. Тогда первая партия готового продукта отправилась в Литву, а затем в другие европейские страны, где из него создают органическое топливо.

«Рапс мы перерабатываем уже второй сезон. В том году мы начали переработку и переработали за сезон 13,7 тонн. И все масло, которое было выработано, отправили в Европу на биодизель. Там немножко другой подход к биодизелю. Это связано с экологией и возобновляемыми источниками энергии. Потому что нефть когда-нибудь закончится, а рапс и биодизель – вещь, которую человек может возобновить».

Айдар Якупов, генеральный директор ООО «Чишминский маслоэкстракционный завод»

Технология производства рапсового масла не отличается от процесса переработки других масличных культур и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, отобранные пробы сырья отправляются в лабораторию, где определяется его влажность, сорная примесь, кислотное число и масличность. Если все показатели в норме, сырье отправляется на дальнейшую переработку.

«Измельченное зерно рапса проходит обжарку и также происходит отжим. Полученный жмых отправляется на дальнейшую переработку. Полученное масло фильтруется, взвешивается и отправляется на склад».

Денис Сулейманов, начальник маслопрессового цеха

На сегодняшний день рапс является экспортоориентированной культурой. В Башкортостане он выращивается на площади около 45 тыс. Га. Ежедневно на Чишминский маслозавод поставляют рапс со всех уголков Башкортостана. За сутки здесь перерабатывают более 600 тонн сырья.

Читайте также:  Система впрыска Common Rail

Самая первая партия рапса в этом сезоне поступила из Илишевского района. Из 1 тонны масличного сырья на выходе получается более 500 кг шрота и 400 кг масла. Шрот отправляется на комбикорм, масло вагонными поставками – на биодизельные заводы.

Для изготовления биодизеля могут использоваться и другие растительные масла. Например, первый дизельный двигатель, созданный в конце 19 века, работал на арахисовом масле. В зависимости от используемого сырья качественные показатели биотоплива разнятся. К примеру, пальмовый биодизель имеет наибольшую масличность, но быстро замерзает при низких температурах. Рапсовое топливо несколько уступает пальмовому, но лучше переносит холод.

«В этом сезоне мы еще хотим перейти на новую культура. Это лен. Потому что в республике увеличиваются посевы льна и, скорее всего, в этом году мы начнем его переработку».

Айдар Якупов, генеральный директор ООО «Чишминский маслоэкстракционный завод»

В связи с развитым производством органического топлива в Европе, спрос на рапс там выше. Стоимость 1 литра биодизеля за границей – 80 рублей. В России органический дизель пока не прижился, так как отечественное топливо обходится потребителям дешевле. Поэтому на сегодняшний день рапсовое масло в полном объеме экспортируется в Европу.

Биотопливо из рапса

Биодизельное топливо получило большое распространение в большинстве стран Европы. На заправочных станциях по желанию автовладельца биодизель могут залить в бак автомобиля не только в чистом виде, но и как добавку к дизтопливу (5-35 %). В своем коммюнике европейская комиссия предложила странам, которые входят в ЕС к концу 2019 года заменить пятую части нефти, что потребляется транспортным сектором, альтернативными видами горючего. Все страны объединенной Европы с 2009 года будут обязаны не только выпускать, но и потреблять биодизельное топливо.

Примерно 80 % биодизеля, который выпускается Евросоюзом — это биотопливо из рапса. В 2004 году на производство этого экологически чистого вида топлива потрачено около 1/3 всего урожая рапса.

Биотопливо из рапса — преимущества.

1). Значительное увеличения срока службы автомобильного двигателя.

2). Уменьшение выброса СО2. Когда сгорает биодизель, выделяется столько же количества СО2, что и было потреблено растением из атмосферы.

3). Биодизель практически не содержит серы (меньше 0,001 %).

Биотопливо из рапса — это метиловый эфир, который получают из растительных жиров в результате химической реакции и характеризуется свойствами горючего материала. Чтобы получить метиловый эфир к одной массовой единице метанола добавляется семь единиц растительного масла (соотношение 7:1), добавляется малое количество щелочного катализатора.

Рапс подается в маслопресс, в котором масло отделяется от жмыха, его используют в комбикормовой промышленности. После чего, рапсовое масло передается в установку эстерификации. К рапсовому маслу для получения метилового эфира добавляется метанол (7:1), и добавляется немного щелочного катализатора.

В течении 80 минут при температуре 45-50 0 С происходит в реакторе процесс эстерификации. После химической реакции образовывается биотопливо (метиловый эфир), и глицерин — как побочный продукт.

Рапс — ценная и перспективная масличная культура, которая характеризуется высоким содержанием масла — до 45 %. Большое значение в настоящее время имеют сорта рапса, что отличаются более…

Рапс — травянистое растение рода Капуста семейства Крестоцветные. Очень важное масличное растение, существенно выросло к концу 20 века экономическое значение рапса в связи с тем, что его начал…

ЕС может сократить посевы рапса на 70%

Эксперты организации Copa-Cogeca прогнозируют, что посевы рапса в Евросоюзе могут сократиться на 70%, если в Содружестве будут реализованы планы по ограничению производства биотоплива на основ…

Рапс яровой имеет такое самое значение, как рапс озимый. Семена рапса ярового содержат 36-46 % слабо-сохнущего масла (йодное число 101), 21-27 % белка, до 18-19 % углеводов. Масло рапса яровог…

Рапс — довольно широко распространенная масличная культура, что относится к семейству Капустных. Семена рапса содержат большое количество масла — 39-50 %, белка — 17-30 %, клетчатки — 6,5-7,5…

Ссылка на основную публикацию
Топливная экономичность Теория
Порядок заполнения путевых листов Журнал «Бухгалтерские Вести» (Ст-Пб) №3 январь 2007 В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на...
Топ-10 лучших смазок для подшипников в рейтинге Zuzako
Чем смазать ступичные подшипники выбор смазки и инструкция по использованию Автофакты Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок....
ТОП-10 мировых автопроизводителей Volkswagen уходит в отрыв — – автомобильный журнал
Крупнейшие автомобильные концерны мира probrendi Автомобильные альянсы — для чего они создаются Автомобильные альянсы создаются не от хорошей жизни. Автомобили...
Топливные баки на УАЗ Патриот размеры емкостей
Про баки УАЗ Патриот Внедорожник УАЗ Патриот представляет собой совмещение мощного джипа с красивой иномаркой. Этот автомобиль имеет существенные отличия...
Adblock detector