Устройство мультиклапана ГБО

Мультиклапан ГБО, принцип действия и основные производители

Сегодня мы рассмотрим такую составляющую комплектации как мультиклапан ГБО. Для чего же он нужен? Мультиклапан газобаллонного оборудования – дополнительное устройство из нескольких элементов для обеспечения безопасности в эксплуатации.

Первоначально системы на газовом топливе решали только основные задачи:

  • Дозировка газовой смеси;
  • Прогрев газа;
  • Подача смеси в двигатель внутреннего сгорания.

После того, как производители газовых систем провели унификацию горловин емкостей, появилась возможность установки запорной арматуры по единому стандарту. Позже подобный узел был модифицирован как мультиклапан.

Функции устройства

Назначение мультиклапана ГБО заключается в предотвращении утечки топливно-газовой смеси при возникновении внештатной ситуации.

Мультиклапан ГБО выполняет следующие функции:

  • Контрольная
  • Запорная
  • Исполнительная
  • Предохранительная

Благодаря специальному датчику, который дает возможность оценить наглядно объем газа, осуществляется контрольная функция.

Устройство оснащено запорными вентилями. С помощью них можно перекрывать магистральный трубопровод и трубопровод для заправки.

Если емкость заполнена газом в жидкой фазе до 80%, срабатывает предохранительная функция. Тогда запорный механизм прекращает подачу газовой смеси. Газовая смесь в сжиженном состоянии обладает высоким коэффициентом объемного расширения при резком перепаде температурного режима. Значение коэффициента в 10-15 раз для газа превышает показатель для воды. Это является причиной, почему важен контроль объема поступающего газа.

Исполнительная функция осуществляет безопасную подачу сжиженного газа к редуктору. Это возможно благодаря некоторым аспектам. Обратный клапан блокирует поток газа из баллонной емкости в случае, когда отсоединилась струбцина.

Скоростной клапан позволяет осуществлять контроль скорости, с которой подается сжиженный газ, а так же сводит к минимуму вероятность утечки при разрыве магистрального трубопровода.

Предохранительный клапан сбрасывает лишний газ в аварийном режиме за пространство корпуса автомобиля через вентиляционный блок (например при реском скачке температуры или возгорании автомобиля).

Типы мультиклапанов

Есть некоторые отличительные особенности в конструкциях мультиклапанов, что позволяет их разделить на несколько типов:

  • Класс В (в данное время к применению запрещен) чаще всего устанавливается на газовый баллон объемом в пределах 50 литров. В конструкции клапана этого вида не предусматриваются аварийный клапан и датчик для оценки уровня газа в баллоне.
  • Класс А оснащен клапаном для стравливания газа в аварийных ситуациях при нагревании и датчиком контроля уровня смеси.
  • Класс А с катушкой, тоже, что и класс А, плюс оборудован катушкой, которая должна перекрывать подачу газа при выходе из баллона.

Схема узла

Общая схема устройства мультиклапана ГБО такова:

  • Вентиль, который перекрывает канал для расхода;
  • Вентиль, который перекрывает канал для заправки (при наличии);
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется заправочная трубка;
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется трубка для расхода (меньшего диаметра, нежели заправочная);
  • Система на магнитах, позволяющая определять уровень газа в баллоне;
  • Клапан, имеющий поплавок, чтобы отсекать подачу газовой смеси при достижении 80% объема (при повышении температуры газ расширяется);
  • Механические или электрические клапаны – пружинный или скоростной

Способы монтажа

Классификация мультиклапана связана и монтажными особенностями. Они заключаются в типах баллонов, которые бывают цилиндрическими, тороидальными внешними и внутренними.

Для любых баллонов мультиклапан размещается внутри коробки для вентиляции с выходящими наружу шлангами. Такая конструкция вызвана тем, что при разгерметизации мультиклапана нужно предотвращать проникновение газа в салон машины.

Монтаж с цилиндрическими баллонными емкостями подразумевает три варианта:

  • Использование колпака (материал — силикон);
  • Использование цилиндра со съемной крышкой, который приваривают к газовому баллону;
  • Использование специального корпуса с крышкой из пластмассы, а так же с двумя фланцами, из которых выходят шланги вентиляции.

Баллон в виде тора, имеющий внешнюю горловину, допускает вентиляционный блок из пластмассы или силикона. Вентиляция осуществляется через отверстия в кузове, куда подводятся трубки для заправки и расхода.

Внутренние баллоны в виде тора устанавливаются под запасным колесом в багажнике. Для них используются блоки вентиляции из силикона или пластмассы.

Принцип действия

Мультиклапан ГБО имеет следующий принцип работы.
Топливно-газовая смесь под давлением проходит в баллон через порт для заправки. На пропускной клапан оказывается давление. Запорный клапан освобождается тогда, когда баллон заполнен достаточным количеством газа для поднятия поплавка. После этого датчик отслеживает уровень до контрольного значения, и запорный клапан прекращает выведение топлива.

Если давление – избыточное, то испаренный газ через открытый аварийный клапан стравливается в вентиляционный короб. Из него выходят вентиляционные каналы, которые выводят газовую смесь наружу. Соединения узлов, где возможно высокое давление, собирается из уплотнительных муфт из меди. Таким образом обеспечивается надежность, которая может быть нарушена лишь при высоких вибрациях, как следствие нарушения правил установки оборудования.

Читайте также:  Akenori 1080 pro белый экран

В руководстве по эксплуатации ГБО идет речь о том, что для соблюдения безопасности необходимо перекрывать вентили для заправочной магистрали и расходного канала при установке автомобиля на стоянке (в гараже). Тогда вентиляционная камера будет закрытой и стравленная топливно-газовая смесь не попадет в салон.

При наличии электро-магнитной катушки на мультиклапане ГБО подача газа перекрывается автоматически при переходе на бензин или остановке двигателя и не требует ручного вмешательства.

Некоторые производители

К основным производителям мультиклапана ГБО можно отнести:

  • Lovato;
  • Emer;
  • Mimgas;
  • Aldesa;
  • Atiker;
  • BRC;
  • Tomasetto

Из описанных представителей наиболее распространены клапаны от Lovato (Класс В) и Tomasetto (Класс А), поэтому рассмотрим их отдельно.

Tomasetto

Мультиклапан ГБО Томасетто является востребованным и популярным изделием итальянской компании. Это безопасность, надежность и простота в обслуживании.
Согласно международным стандартам есть три разновидности клапана.

  • Tomasetto AT₀₀ относится к классу «В». Его основные элементы: клапан с поплавком для отсечения газа, вентили для перекрытия заправочного и расходного каналов, штуцеры.
  • Tomasetto AT₀₁ оснащен пружинным и скоростным клапанами, поэтому классифицируется как тип «А».
  • Tomasetto AT₀₂ — более новая модель со электроклапаном, встроенном в изделие. Отличительной особенностью является наличие пожарного клапана.

Все клапаны от Tomasetto варьируются в зависимости от вида баллона (тороидальный, цилиндрический), угла установки (0⁰, 30⁰, 90⁰), типа работы (электрический, механический), размерам.

Кроме этого, возможны различные комплектации: отсутствует контрольная стрелка, есть катушка, есть заправочное устройство, присутствует выносное заправочное устройство и другие варианты.

Гарантия дается на 12 месяцев на качественные материалы, корректную калибровку и производственные дефекты.

Lovato

Мультиклапан ГБО Ловато – это бюджетное изделие, достаточно простое в настройке.
Передняя панель представляет собой отверстия для входа и выхода газа, стрелку индикатора и вентили для перекрытия расходного и заправочного каналов.
Задняя часть имеет топливнозаборную трубку, уплотнительное кольцо из резины, привод датчика уровня, заглушенное технологическое отверстие под клапан сброса паровой фазы, механизм для отсекания газовой смеси и скоростной клапан.

Принцип действия заключается в следующем:

  1. Газовая смесь оказывает давление на клапан
  2. Шток клапана соприкасается с втулкой с вращающимся поплавком
  3. При поднятии поплавка, шток входит в прорез на втулке и перекрывает доступ топливной смеси
  4. Как только осуществлена заправка, клапан в результате действия давления перемещается к входному отверстию, закрывая выход.

В виду распространённости изделий Lovato, часто изготавливают подделки. Рекомендуется устанавливать всю систему газового оборудования от Lovato, а не только один мультиклапан – на каждой детали будет логотип компании и все комплектующие подобраны друг под друга.

Мультиклапан в газобаллонном оборудовании

Не существует газового оборудования без запорной арматуры. Во многих сферах применения газового оборудования запорная арматура выполняет небольшое количество функций (закрыть-открыть и т. д.). Но именно в автомобильном гбо мультклапан стал запорной арматурой, сочетающей в себе более 10 функций. За это он и получил свое название.

История возникновения

На заре становления и развития газобаллонного оборудования для автомобилей о мультиклапанах и речи не было. В те славные времена решались следующие первостепенные задачи:

  • дозировка газа;
  • нагрев топлива;
  • подача газа в двигатель.

По этой причине вопрос о запорной арматуре был отложен. До сих пор сохранились старые баллоны, которыми оснащали грузовые автомобили. Если присмотреться, то можно увидеть, что никакого мультиклапана там нет, а вместо него имеется набор штуцеров и клапанов, вваренных прямо в баллон.

Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока не были унифицированы горловины емкостей. Только после этого появилась возможность разработать единый стандарт для запорной арматуры. Это, в свою очередь, привело к созданию мультиклапана.

Устройство изделия и его типы

Мультиклапан – это специальный прибор, устанавливаемый на гбо автомобиля в целях предотвращения утечки газа и создания аварийной ситуации. Это специальный блок, состоящий из 4-х систем:

  1. Предохранительная;
  2. Запорная;
  3. Контрольная;
  4. Исполнительная.

Существует 2 класса мультиклапанов, которые отличаются мерами обеспечения безопасности:

  • Класс А – это устройства имеющие в своем механизме предохранительный клапан;
  • Класс В – данный тип не имеет никаких предохранительных клапанов. Именно по этой причине такие приборы устанавливаются только на баллоны, объем которых не превышает 50 литров.

Назначение мультиклапанов для гбо

Установка такого блока арматуры осуществляется на горловину баллона. Он играет роль запорного устройства, что подразумевает следующие аспекты:

  • Предотвращает переполнения баллона – арматура отсекает дальнейшую подачу топлива на заправке после того, как баллон на 80% заполняется жидкой фазой газа. Заполняемость на 100% недопустима, потому как у сжиженного газа весьма высокий коэффициент расширения (объемного), так что излишек жидкого газа в баллоне опасен и крайне нежелателен. Расширение происходит при резком изменении температуры (например, когда зимой автомобиль с улицы заезжает в теплый гараж). В подобных ситуациях возможно расширение газа до предельной черты, что провоцирует аварийный сброс его излишков. Как правило, это происходит при достижении показателя давления в 25 атмосфер. Во избежание этого и необходима установка мультиклапана, который попросту не дает заполнять баллон «под завязку», оставляя «про запас» около 15%.
  • Ограничение скорости выхода газа – за это отвечает интегрированный в гбо скоростной клапан. Он контролирует скорость подачи газа в моторный отсек и предотвращает его утечку в случае обрыва магистрального трубопровода.
  • Защита от возможного разрушения – данная мера безопасности полностью оправдывает себя в случае пожара в автомобиле, оснащенном газобаллонным оборудованием. При значительном нагреве и превышении допустимого давления в емкости, происходит срочный сброс излишков газа, который выводится за пределы машины посредством блока вентиляции. Отвечает за сброс аварийный (предохранительный) клапан.
  • Уровень газа – этот датчик позволяет контролировать количество «голубого топлива».
  • Обратный клапан – данное приспособление не позволяет газу выходить из баллона во время отсоединения струбцины на заправке.
  • 2 запорных вентиля – они установлены для принудительного (ручного) перекрытия заправочного и магистрального трубопроводов.
Читайте также:  Допустимые габариты груза для автоперевозок в Европе и России

Мультиклапан Томасетто класса А R-01

Блок вентиляции

Мультиклапан неразрывно связан с венткоробкой, так как схема устройства подразумевает его размещение в т. н. вентиляционной коробке. Из нее наружу (в атмосферу) выходят специальные шланги.

Газобаллонное оборудование авто оснащено данным блоком с целью предотвращения утечки газа в салон машины, в случае разгерметизации самого мультиклапана.

На данный момент существуют 3 схемы исполнения вентиляционной системы, монтируемой на баллоны цилиндрической формы:

  1. Цилиндр – это металлический прибор, приваренный прямо к корпусу емкости. Оснащается стальной крышкой (съемной);
  2. Корпус и пластмассовая (прозрачная) крышка – кроме этого, в комплект входят 2 фланца с вентиляционными шлангами;
  3. Силиконовый колпак.

Что же касается тороидальных баллонов, то в данном случае возможны схемы с монтажом силиконового или же пластмассового блоков.

Защитный силиконовый чехол для мультиклапана

По той причине, что внутренняя горловина тороидальной емкости имеет стальной колпак, который закрывает все внутреннее пространство баллона, в роли вентиляции выступает отверстие в кузове. Именно через него расходная и заправочная трубки подходят к мультиклапану.

Заключение

Мультиклапан является одним из важнейших элементов всей конструкции газобаллонного оборудования, так что при установке гбо на него стоит обратить особое внимание. Оптимальным вариантом будет монтаж и регулировка мультиклапана класса А.

Функции мультиклапана ГБО, советы по установке и безопасности, а также устройство и неисправности компонента

Мультиклапан – один из основных компонентов автомобильного газобаллонного оборудования. Он монтируется возле горловины баллона. Устройство необходимо для безопасного наполнения емкости, хранения газа и его правильного расходования. Уже из названия этого компонента ГБО можно понять, что имеется в виду большое количество клапанов. Производители предлагают весьма разнообразные виды этих устройств, поэтому выбирать действительно непросто.

Основные функции

У каждого клапана есть своя функция:

  1. Обратный клапан. Предотвращает утечку газа через магистраль для заправки.
  2. Скоростной клапан. Прекращает подачу газа в случае повреждения магистрали.
  3. Механический запорный клапан. Прекращает выход газового топлива (обычно задействуется при ремонте ГБО для страховки).
  4. Электрический клапан. В нём установлен соленоид, перекрывающий подачу газа из резервуара. Механизм срабатывает, когда двигатель останавливается или переходит на работу на бензине.
  5. Клапан сброса давления. Когда давление в резервуаре достигает 27 бар, клапан на непродолжительное время откроется для сброса газа в паровой фазе под автомобиль.
  6. Плавкий клапан (аварийный). Он срабатывает только в крайних случаях. Обычно это случается при пожаре, когда появляется вероятность разрыва емкости с газом. Клапан плавится, что приводит к разгерметизации для предотвращения разрыва баллона.

Некоторые грузовики до сих пор ездят с баллонами старого типа, у которых вообще нет мультиклапана. Вместо этого компонента они оснащены клапанами и штуцерами, вваренными прямо в резервуар.

Классы безопасности

Существует три категории мультиклапанов:

  • класс «А»;
  • класс «B»;
  • класс «Евро».

Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.

Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.

Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.

Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.

Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры. В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».

Читайте также:  Как подключить блок абс опель вектра б

Устройство и работа в авто на 4 поколении

Устройство мультиклапана Томасетто предусматривает наличие корпуса, выполненного из латуни. К нему крепятся разные клапаны, трубка для забора газа и поплавок. Это достаточно сложная и продуманная конструкция, в которой важны все мелочи. Для лучшего понимания – резиновый уплотнитель в соединении должен выдержать давление свыше 27 атмосфер.

  1. Поплавок. Этот элемент изготавливается из пластика либо вспененного материала.
  2. Указатель уровня топлива. Встречаются механические (стрелочные) элементы и стрелочно-электронные с функцией отображения информации в салоне транспортного средства. Сенсоры бывают резистивными (с двумя проводами) и датчиками на эффекте Холла (с тремя проводами). Датчик нуждается в питании (5 или 12 вольт). Датчики Холла отличаются увеличенным сроком службы и более точными показаниями.
  3. Клапаны – скоростной, обратный, клапан сброса давления, плавкий (пожарный), электромагнитный.
  4. Механический запорный клапан или кран используется при выполнении ремонта газобаллонного оборудования. В старых мультиклапанах также применялся механический кран, расположенный на входе в емкость с газом.

Вентиляционная камера

Иногда может возникать вопрос о том, куда происходит сброс лишнего газа при возникновении аварийной ситуации. Если баллон расположен в багажнике автомобиля, сброс произойдёт в багажный отсек. Последствия будут весьма неприятными.

Во избежание этого газовое топливо в случае аварийного сброса улавливается вентиляционной камерой и отводится под транспортное средство. Если же баллон расположен под машиной, обеспечивается надёжная защита от внешнего вмешательства и грязи специальной коробкой.

При установке тороидального баллона в нишу для запасного колеса в нижней части грузового отсека необходимо сделать отверстие и смонтировать трубку для отвода газа под машину. Верхняя часть ниши для мультиклапана закрывается с помощью герметичной крышки.

Как установить – выбор угла и размера

Для выбора оптимального угла расположения и размера мультиклапана ГБО придерживайтесь рекомендаций из таблицы, опубликованной ниже.

Мультиклапан Тип баллона
Цилиндрический Тороидальный
Угол установки горловины Расположение горловины
30 90 внешняя внутренняя
Угол установки мультиклапана 30 90 30
Размер мультиклапана Размер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

При установке газобаллонного оборудования на автомобили с высокопроизводительными двигателями большого рабочего объема обычно используются мультиклапаны с маркировкой EXTRA. Они отличаются заборной трубкой, входными и выходными отверстиями большего диаметра.

Помните о том, что мультиклапаны классов «А» и «В» являются небезопасными, поэтому их нельзя устанавливать и эксплуатировать. Отличить устройства класса «В» можно по отсутствию крупной пружины, не допускайте их применения на своём транспортном средстве.

Смотрите также актуальное видео о том, как установить мультиклапан ГБО в соответствии со всеми требованиями:

Согласно действующим на текущий момент нормам, в РФ разрешено устанавливать только баллоны, на которых присутствует электрический газовый клапан. Он сможет прервать подачу топлива в том случае, когда двигатель остановится. Положение ключа в замке зажигания при этом значения не имеет.

Лидеры на рынке — Tomasetto, Lovato, BRC, Atiker

Сегодня в продаже представлены мультиклапаны разных производителей. Максимальным спросом пользуется продукция компаний Lovato («Ловато»), Tomasetto («Томасетто»), BRC («БРС») и Atiker («Атикер»). Встречаются и другие марки, но они практически не востребованы, поэтому перечислять всех производителей нет смысла.

Отметим, что чаще всего покупают мультиклапаны Lovato и Tomasetto. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Больше информации об этих производителях газобаллонного оборудования вы сможете найти в соответствующей статье нашего сайта.

Возможные неисправности

Мультиклапан – важный компонент ГБО, от которого напрямую зависит безопасность его использования. Поэтому неисправности в работе этого узла недопустимы. Отметим, что поломки случаются довольно редко. Иногда коррозия может разрушать болты, которыми мультиклапан крепится к баллону. Избежать проблемы можно с помощью применения антикоррозионных средств и дополнительной защиты болтов.

Ещё один проблемный момент – наличие загрязнения в газовом топливе. Частицы мусора, вода, смазка насосов могут помешать работе мультиклапана. Попадание грязи в скоростной клапан может привести к уменьшению диаметра магистрали. В итоге двигатель будет испытывать нехватку топлива для эффективной работы при серьезных нагрузках.

Также иногда возникает проблема с перемещением поплавка внутри баллона. Грязь и влага приводят к тому, что поплавок перестаёт двигаться. В результате – неправильное отображение уровня топлива и невозможность срабатывания клапана, отсекающего заправку газа. Поплавок может заклинить и в максимально поднятой позиции, в результате чего вы вообще не сможете заправить баллон, так как будет включаться отсекающий клапан.

Выводы

Учитывая тот факт, что работоспособность мультиклапана обеспечивает максимальную безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, к его выбору и установке необходимо подойти со всей ответственностью. При обнаружении малейших признаков неисправности одного из клапанов, необходимо провести тщательную диагностику системы и устранить проблему. Если вы намерены выполнить установку или ремонт этого компонента ГБО своими силами, рекомендуем проконсультироваться у специалистов. Не экономьте на своей безопасности!

Ссылка на основную публикацию
Устройство автоматической коробки передач
Дополнительное охлаждение АКПП Дополнительное охлаждение АКПП Надежность АКПП обусловлена, во многом, продуманной системой ее охлаждения. Самые надежные трансмиссии те, у...
Установка зажигания на мотороллере Муравей
Зажигание бесконтактное Муравей, Тула (ПОЛНЫЙ комплект БСЗ Muravey 2 ВНИМАНИЕ: Производитель ГАРАНТИРУЕТ работу всего комплекта при первичной установке. Всё оборудование...
Установка и регулирование зажигания МТЗ-80 и МТЗ-82
Установка момента впрыска топлива на двигателе Д-240 МТЗ 82 (80) Часто называемое понятие « регулировка зажигания » или « установка...
Устройство автомобиля для начинающих автолюбителей
Устройство автомобиля для начинающих автолюбителей Мечты о собственном автомобиле присущи каждому человеку. Когда эта мечта сбывается и новоиспеченный автовладелец получает...
Adblock detector