Устройство рулевого управления на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705

Насос гидроусилителя руля

На рисунке показана схема гидроусилителя руля и элементов такого рулевого привода.

Устройство гидроусилителя руля имеет в своем составе следующие элементы:

  • Насос гидроусилителя с бачком для жидкости. Привод насоса обычно осуществляется приводным ремнем от шкива коленчатого вала;
  • Соединительные гидравлические трубопроводы высокого и низкого давления. В местах, где необходимо обеспечить взаимную подвижность узлов в составе трубопроводов используют гибкие шланги.
  • Рулевой механизм специальной конструкции, объединенный с золотниковым управляющим узлом и гидроцилиндром.

Принцип работы гур

При работе двигателя насос гура создает давление в системе рулевого управления. Когда руль поворачивается в какую-либо сторону, распределитель рулевого механизма подает поток жидкости под давлением к одному из поршней гидроцилиндра. А гидроцилиндр в свою очередь уже производит перемещение рулевой рейки.

[box type=»info»] Часто распределитель и гидроцилиндр — это совместный узел, расположенный на рулевой рейке.[/box]

При повороте руля в другую сторону распределитель подает жидкость к противоположной стороне гидроцилиндра и рулевая рейка движется в другую сторону, поворачивая колеса. Водитель при этом тратит минимум усилий на поворот руля, даже если машина стоит. Единственное условие — двигатель должен работать. Надеюсь мы разобрались как работает гидроусилитель руля.

Видео по теме гидроусилитель руля:

Наиболее часто в системах гидравлического усилителя рулевого управления используют насосы лопаточного типа.

Конструкция такого насоса показана на рисунке.

[box] При вращении приводного вала насоса лопатки перемещаются по фигурной внутренней поверхности корпуса насоса, прижимаясь к ней под действием центробежной силы. В процессе вращения вала за счет специальной формы внутренней поверхности корпуса происходит изменение объема, ограниченного двумя соседними лопатками.[/box]

При увеличении объема насос всасывает жидкость, а при уменьшении – нагнетает.

Работа насоса проиллюстрирована следующей схемой:

Поскольку привод насоса осуществляется от шкива коленчатого вала, его производительность и давление зависят от числа оборотов двигателя. Для поддержания расчетного давления гидроусилитель рулевого управления использует нагнетательный клапан.

Схема конструкции реечного рулевого механизма с гидроусилителем показана на рисунке:

[box type=»bio»] В зависимости от поворота руля распределитель подает поток жидкости в одну или другую камеру силового агрегата гидроусилителя руля.[/box]

Ниже на разрезе схематично показано устройство распределителя рулевого механизма. В гидроусилителе руля распределитель играет ключевую роль. Если случится неисправность, то жидкость будет подаваться нечетко и усилие на рулевом колесе сильно возрастет. Поворот золотника относительно корпуса распределителя происходит за счет скручивания пружинного торсиона.

Угол поворота золотника зависит от усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу. Чем больше усилие, направленное на поворот рулевого колеса, тем больше поворот золотника относительно корпуса, и тем быстрее жидкость проходит через распределитель.

Для автомобилей с рулевым механизмами червячного типа используют такие же элементы, различны только конструкции самих рулевых механизмов.

Рулевое управление автомобиля и гидроусилитель руля

Устройство рулевого управления

Рулевое управление ⭐ — одна из систем управления механического транспортного средства, с помощью которой осуществляется его движение в заданном направлении. Рулевое управление состоит из двух основных групп элементов — рулевого механизма и рулевого привода.

В состав рулевого механизма входят следующие элементы:

  • рулевое колесо
  • рулевая колонка
  • рулевая передача (рулевой механизм)

В состав рулевого привода входят:

  • рулевые тяги
  • маятниковые рычаги
  • рычаги поворотных цапф

Рис. Карданный шарнир рулевой колонки:
1 — рулевой механизм; 2 — вал рулевой колонки; 3 — шарнир

Конструкция рулевого колеса как элемента рулевого управления за многие годы существования автомобильного транспорта не претерпела существенных изменений, за исключением количества и расположения спиц, покрытия рабочей поверхности, а также размещения на нем некоторых элементов управления другими системами (звуком в салоне, кондиционером и т.п.).

Рулевая колонка, напротив, постоянно совершенствуется в плане обеспечения комфортности на рабочем месте водителя, а также травмобезопасности и защиты от несанкционированного использования. Так, рулевые колонки современных автомобилей могут иметь механизм регулирования по высоте, углу наклона рулевого колеса, легкодеформируемые или срезаемые элементы в их креплении. При этом вал рулевой колонки состоит из нескольких элементов, соединенных, как правило, карданными шарнирами или эластичными муфтами. Кроме того, вал может иметь телескопическую конструкцию для обеспечения возможности регулирования положения рулевого колеса по высоте и травмобезопасности. Травмобезопасность может быть обеспечена также путем изготовления вала с деформируемыми вставками или вала, состоящего из двух отдельных частей, имеющих поводковую связь.

Читайте также:  Гидрокомпенсаторы на Лада Приора 16 клапанов

Основными видами рулевых передач, применяемых на современных автомобилях, являются передачи с вращательным и поступательным движением выходного звена. Передачей с поступательным движением выходного звена является реечная рулевая передача. Передача с вращательным движением выходного звена (кривошипная) изготавливается, как правило, двух типов: глобоидальный червяк—ролик и винт—гайка—рейка—сектор.

Рис. Типы рулевых механизмов: а — реечный; б — глобоидальный червяк—ролик; в — винт—гайка—рейка—сектор

Тип рулевого привода зависит в основном от вида применяемой рулевой передачи и конструктивных особенностей подвески. В случае применения реечных рулевых передач привод состоит из рулевых тяг, непосредственно воздействующих на рычаги поворотных цапф. При применении кривошипных передач и зависимых подвесок колес управляемой оси используется привод, состоящий из продольной и поперечной рулевых тяг и двух рычагов поворотных цапф. При независимой подвеске в системе привода используют маятниковый рычаг, связанный тягой с рулевой сошкой, а также отдельные рулевые тяги для управляемых колес по обоим бортам транспортного средства.

Если в транспортном средстве имеется значительное расстояние между рулевой передачей и рычагом поворотной цапфы (например, в автобусах с большим передним свесом, а также в автомобилях, оборудованных несколькими управляемыми осями), в систему привода вводят промежуточный маятниковый рычаг, позволяющий уменьшить общую длину рулевой тяги и таким образом увеличить ее жесткость и устойчивость при восприятии сжимающих усилий.

Рис. Схема рулевого привода транспортного средства, имеющего более одной управляемой оси: 1 — поперечная рулевая тяга; 2 — рулевая сошка; 3 — продольные рулевые тяги; 4 — дополнительные маятниковые рычаги; 5 — рычаг поворотной цапфы; 6 — промежуточный маятниковый рычаг

Гидроусилитель руля

Для уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте управляемых колес в настоящее время широко применяются гидроусилители. В состав гидроусилителя входят следующие основные элементы: насос, гидрораспределительный клапан и исполнительный гидроцилиндр. Гидравлическая схема усилителя показана на рисунке.

Рис. Принципиальная гидравлическая схема усилителя рулевого управления: 1 — резервуар (бачок); 2 — фильтр; 3 — насос; 4 — предохранительный клапан; 5 — золотниковый клапан; 6 — силовой цилиндр

Насос гидроусилителя служит для нагнетания рабочей жидкости и подачи ее к другим элементам системы. Вспомогательными элементами насоса гидроусилителя являются резервуар (бачок) для хранения запаса жидкости, фильтр для ее очистки и предохранительный клапан для предотвращения чрезмерного роста давления в системе. Гидрораспределительный (золотниковый) клапан служит для распределения потоков жидкости в зависимости от направления поворота рулевого колеса. Указанный клапан выполняет также функцию кинематического слежения в системе рулевого управления. При прекращении поворота рулевого колеса происходит соответствующее ему смещение исполнительных элементов и управляемых колес, приводящее к смещению клапана (золотника) в среднее положение, при котором система гидроусилителя не создает усилия. Силовой гидроцилиндр воздействует на элементы рулевого привода, создавая при этом эффект усиления воздействия от рулевого колеса.

Насос гидроусилителя имеет, как правило, ременной или шестеренчатый привод, причем ременной (от шкива коленчатого вала) применяется на легковых и легких грузовых автомобилях и микроавтобусах. Тяжелые грузовые автомобили и автобусы имеют в основном шестеренчатый привод насоса от газораспределительной шестерни коленчатого вала.

Многие современные автомобили имеют гидрораспределительный клапан и силовой цилиндр, расположенные в рулевом механизме. Это характерно для реечных механизмов, а также большинства механизмов винт—гайка—рейка—сектор. При этом усилие от исполнительного органа передается непосредственно на выходное звено.

Однако есть транспортные средства, в которых гидрораспределитель и силовой цилиндр находятся отдельно друг от друга, причем клапан устанавливается на рулевую тягу, а силовой цилиндр крепится неподвижным концом к балке моста. Шток при этом воздействует на один из элементов рулевого привода (рулевую тягу).

Устройство и принцип работы рулевой рейки с гидроусилителем

Гидроусилитель руля (далее ГУР) в автомобиле – система, предназначенная для уменьшения усилий, прикладываемых к рулевому управлению во время маневра. Первоначально такими системами оснащались сельскохозяйственные и грузовые транспортные средства.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

С начала 70-х ГУР начали устанавливать на легковые автомобили. Не последнюю роль в этом сыграл факт, что в качестве водителей все чаще выступали женщины.

Читайте также:  Уход за паркетом и деревянным полом - B; B Family Company

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Помимо обеспечения комфорта при управлении автомобилем, ГУР позволяет:

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

  • уменьшить диаметр (размеры) рулевого колеса;
  • изменить передаточное число системы рулевой вал-рейка, обеспечив большую маневренность во время разворота;
  • автоматизировать систему управляемости автомобиля.

Учитывая, что рулевое управление является вторым фактором безопасности движения после тормозной системы, к надежности, информативности, другим параметрам ГУР предъявляются высокие требования. Эксплуатации и обслуживанию этой системы следует уделять особое внимание.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Виды гидроусилителей рулевого управления

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Первоначально на легковые транспортные средства устанавливались ГУР, выполненные по схеме, аналогичной усилителям, устанавливаемым на большегрузные авто. Они имеют существенный недостаток: с увеличением скорости автомобиля для осуществления безопасного маневра требуется меньший угол поворота руля и прикладываемое усилие. На большой скорости существенно уменьшается обратная связь дорога-рулевое управление, водитель прекращает «чувствовать» дорогу. В условиях скользкого покрытия автомобиль может потерять управляемость.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Для устранения этой проблемы была разработана рейка с переменным отношением передачи. Такая рейка установлена на ВАЗ 2110. Она на небольших углах поворота руля имеет большое передаточное число. Обычно это соответствует большим скоростям и малым углам разворота, где требуется небольшое усилие. Передаточное число уменьшается к «краям», то есть, на больших углах маневрирования, которые возможны при невысокой скорости. Применение такой конструкции не устранило всех проблем управляемости.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Видео — виды рулевых реек, чем отличаются ГУР и ЭУР:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Производители разработали электрогидроусилитель руля, добавив в стандартную схему электроклапан с электронной системой управления. ЭГУР в максимальной степени сочетает информативность руля и комфортные условия управления.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

В некоторых моделях автомобилей насос ГУР вращается приводом электродвигателя. В таких случаях гидроусилитель работает даже при незаведенном двигателе.

p, blockquote 13,0,1,0,0 —> adsp-pro-1 —>

В современных автомобилях все чаще устанавливают электроусилители рулевого управления. Их существенный недостаток – полная зависимость от исправности и надежности электроники. В случае отказа какого-либо из электронных узлов, приводов, даже предохранителя, эффективность электроусилителя руля становится нулевой, управляемость резко ухудшается.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Как работает гидроусилитель руля

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Базовая схема устройства рулевой рейки с гидроусилителем изображена на рисунке:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Во время работы двигателя внутреннего сгорания вращается привод масляного насоса гидроусилителя руля, кинематически связанного с коленвалом. Если рулевое колесо находится в центральном положении, масло рециркулирует по гидравлической системе без усилий через обратный клапан. Торсион, выполняющий роль следящего механизма, откликается на поворот руля. Оно приводит в действие золотник распределителя. Он сообщает основной нагнетающий канал с правой либо левой полостями силовых цилиндров. Последние помогают поворачивать колеса автомобиля.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

В крайних положениях рулевого колеса предохранительные клапана предотвращают излишнее давление в системе, перепуская масло в рециркуляционный канал.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

В электрогидроусилителях руля установлен электроклапан, контролируемый электронным блоком управления (ЭБУ). ЭБУ ГУР, руководствуясь показаниями датчиков угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля, коленвала, регулирует закрытие клапана. Тем самым, в зависимости от скорости автомобиля, других показателей регулируется степень усиления ГУР, контролируется информативность рулевого управления.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Признаки неисправности и возможные причины

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

В процессе эксплуатации автомобиля о неисправной работе гидроусилителя руля свидетельствуют следующие признаки:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

1. Отдача рулевого колеса. Обычно происходит при неисправностях насоса ГУР либо слабом натяжении приводного ремня.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

2. Большое усилие при повороте руля. Причиной могут являться: низкий уровень жидкости, изношенный насос гидроусилителя, завоздушенность системы.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

3. Большие усилия в районе среднего положения руля. Основная причина – механический износ рейки.

p, blockquote 26,1,0,0,0 —>

4. Увеличенные усилия в одну из сторон. Причина: изношенные сальники.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

5. Быстрый поворот руля требует усилий. Возможные причины: завоздушенность, неисправность насоса, малые холостые обороты двигателя.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

6. Шум. Причины: низкий уровень жидкости, течь в системе.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Читайте также:  Запотевают стекла в машине изнутри - что делать ServiceYard-уют вашего дома в Ваших руках

7. Вибрация. Часто случается при повреждении покрышек, неисправности тормозной системы. В системе ГУР возможно попадание воздуха в гидравлику.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Основные неисправности рулевых реек с гидроусилетелем, их устранение и ремонт

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

В процессе эксплуатации система рулевой рейки с гидроусилителем требует постоянного осмотра, обслуживания и ремонта (в случае необходимости). К наиболее распространенным неисправностям системы относятся:

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Течь сальников чаще всего вызвана коррозией в случае попадания воды на вал, который по мере появления на нем ржавчины разрушает рабочую поверхность сальника. Такая неисправность возможна при разрушении пыльника, вызванном механическими воздействиями либо естественным износом.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Ремонт заключается в восстановлении целостности вала, удалении следов коррозии (обычно вал шлифуется). После этого устанавливается новый сальник с соответствующими посадочными размерами.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Течь шлангов гидравлики обусловлена высоким давлением в системе (100 атмосфер и более), износом шлангов, особенно в местах соединения резиновых и металлических элементов шлангов высокого давления. Обычно требуется замена шланга, однако есть мастерские, которые производят перепрессовку соединений.

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

Он может возникнуть по причинам:

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

  • поломки или стирания центрального зуба рейки;
  • износа опорной втулки;
  • неисправности поджимного сухаря.

Подтяжка рейки в случае износа центрального зуба не дает результата. Люфт, возможно, будет меньше, но так как другие зубья изношены меньше (повышенный износ центрального зуба связан с тем, что руль больше времени находится в среднем положении), руль может не возвращаться из крайних положений из-за зажимания.

p, blockquote 39,0,0,1,0 —>

Видео — о ресурсе работы рулевой рейки с гидроусилителем:

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Опорные втулки усиленно разрушаются при движении на неровном дорожном покрытии. Большинство реечных механизмов иномарок не рассчитаны на российские дороги.

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

3. Тугой руль

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

Если руль с усилием крутится только в одну сторону, скорее всего, уплотнительное кольцо в корпусе распределителя пропускает жидкость под давлением. Это может быть результатом попадания грязи или пыли в систему, которая со временем делает проточки. Жидкость не попадает в гидроцилиндр, а уходит напрямую в бачок расширителя. Ремонт можно осуществить путем шлифованием рабочей зоны и замены уплотнительного кольца.

p, blockquote 44,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

Если руль вращается туго в обе стороны, возможно несколько причин:

p, blockquote 45,0,0,0,0 —>

  • неисправность поршневого тефлонового кольца;
  • проточки в двух камерах распределителя;
  • изношенная рабочая пара насоса;
  • поломка торсиона.

Для диагностики конкретной неисправности требуется разборка механизма и диагностика узлов. В большинстве случаев потребуется помощь специалиста.

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Проверка работоспособности насоса ГУР

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

Для произведения проверки работы насоса гидроусилителя руля требуется наличие специального манометра и переходных колодок. Последовательность проверки:

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

  • устанавливается переходная колодка с манометром в разрыв гидравлической системы выходного шланга насоса;
  • запускается двигатель, пару минут работает на холостых оборотах;
  • поворачивается рулевое колесо несколько раз вправо-влево для достижения рабочей температуры жидкости ГУР;
  • измеряется давление насоса при открытом запорном клапане, которое должно быть не менее 1500 кПа;
  • на непродолжительное время (не более пяти секунд!) закрывается запорный клапан;
  • при закрытом запорном клапане давление должно быть не менее 6500 кПа.

Рекомендации для того, чтобы гидроусилитель руля и реечный механизм прослужил дольше

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

Выполняя следующие рекомендации, можно значительно снизить вероятность поломки гидроусилителя руля и реечного механизма системы управления автомобилем:

p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

  • следить за уровнем масла в системе (проверять не реже одного раза в месяц);
  • проверять систему на наличие утечек;
  • контролировать натяжение ремня насоса;
  • один раз в год заменять масло и фильтр;
  • не допускать эксплуатацию авто с нерабочим насосом;
  • не держать руль в крайне левом либо правом положении разворота более пяти секунд.

Если свистят колодки при торможении, что делать в такой ситуации.

Что такое режим VALET в сигнализации и как он включается с помощью одноименной кнопки.

Видео — как выходит из строя рулевая рейка с гидроусилителем и стоит ли ее ремонтировать:

p, blockquote 52,0,0,0,0 —> p, blockquote 53,0,0,0,1 —>

Ссылка на основную публикацию
Устройство автоматической коробки передач
Дополнительное охлаждение АКПП Дополнительное охлаждение АКПП Надежность АКПП обусловлена, во многом, продуманной системой ее охлаждения. Самые надежные трансмиссии те, у...
Установка зажигания на мотороллере Муравей
Зажигание бесконтактное Муравей, Тула (ПОЛНЫЙ комплект БСЗ Muravey 2 ВНИМАНИЕ: Производитель ГАРАНТИРУЕТ работу всего комплекта при первичной установке. Всё оборудование...
Установка и регулирование зажигания МТЗ-80 и МТЗ-82
Установка момента впрыска топлива на двигателе Д-240 МТЗ 82 (80) Часто называемое понятие « регулировка зажигания » или « установка...
Устройство автомобиля для начинающих автолюбителей
Устройство автомобиля для начинающих автолюбителей Мечты о собственном автомобиле присущи каждому человеку. Когда эта мечта сбывается и новоиспеченный автовладелец получает...
Adblock detector